Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель нашей работы — выявить психологическую специфику детей, воспитывающихся в детском доме, в сравнении с их сверстниками, живущими в семье.
Задачи работы:
• Обобщить научно-теоретические источники и практическое состояние проблемы психологического развития детей в условиях детского дома.
• Выявить особенности уровня психологического развития и личности детей, воспитывающихся в детском доме.
• Определить особенности эмоциональной сферы детей, воспитывающихся в детском доме.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта……………………………………..6
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы и ее динамики у детей с нарушением интеллекта, живущих в детском доме…………………………..6
1.2 Психологические особенности социальной депривации детей с нарушением интеллекта ………………………………………………………….9
1.3 Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома …………… 12
1.4 Сравнительный анализ детей, растущих в семье и интернатного типа…13
Выводы………………………………………………………………………….22
Глава 2. Современные представления об отклонениях в развитии детей….25
2.1 Теоретическая основа современных представлений детей с нарушениями развития …………………………………………………………………………25
2.2 Функциональная концепция В.И.Лубовского …………………………….28
Выводы ………………………………………………………………………….33
Заключение …………………………………………………………………....35
Список литературы …………………………………………………………….37
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта……………………………………..6
1.1 Особенности развития
эмоциональной сферы и ее
1.2 Психологические особенности социальной депривации детей с нарушением интеллекта ………………………………………………………….9
1.3 Причины психологического
нарушения социально-
1.4 Сравнительный анализ детей, растущих в семье и интернатного типа…13
Выводы………………………………………………………………
Глава 2. Современные представления об отклонениях в развитии детей….25
2.1 Теоретическая основа современных представлений детей с нарушениями развития …………………………………………………………………………25
2.2 Функциональная концепция В.И.Лубовского …………………………….28
Выводы ………………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………....
Список литературы …………………………………………………………….37
Введение
В России ежегодно выявляется около 100 тысячи детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их неполноценную семью. Дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства в раннем детстве попадают в дома ребенка, а позднее- в детские дома или школы-интернаты.
Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы, до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, нужны специальные условия, определяющие его быт, его
здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Проблемой изучения эмоционального компонента психики человека занимались Б.И. Додонов, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Ж. Годфруа, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и другие специалисты. По их мнению, эмоции - это сфера психического отражения, которое оказывает влияние на любое проявление человеческой активности, являясь неотъемлемой частью повседневной жизни.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности - сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Ермолаева, А.В. Запорожец, А.И. Захарова, А.Г. Ковалев, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Е.В. Никифорова, Л.С. Славина, Г.А. Урунтаева, Е.Н. Шиянов и другие специалисты занимались изучением особенностей эмоциональной сферы на разных возрастных этапах развития и доказали, что своеобразный период в развитии детей возникает тогда, когда они становятся школьниками.
Исследования А.С. Белкина, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Л.В. Занкова, Н.Л. Коломинского, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и других посвящены изучению эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта.
Актуальность исследования. За последние
годы в обществе наблюдается постоянный
рост категории детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, что требует создания
учреждений социально-педагогической
поддержки. В нашей стране ежегодно
выявляется более 100 тыс. детей-сирот.
По данным Контрольного управления президента
к весне 2006 г. в России было официально
учтено 869 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. В среднем «неблагополучным»
в России является один ребёнок из 34. За
последние десять лет количество детей-сирот
увеличилось в 1,7 раза, в основном из-за
роста числа родителей, ведущих асоциальный
образ жизни.
Итак, актуальность исследования обусловлена тем, что количество детей вне семьи возрастает, а психологическая помощь таким детям (из-за научной неразработанности проблемы и недостаточной квалификации специалистов в данной области) значительно запаздывает.
Цель нашей работы — выявить психологическую специфику детей, воспитывающихся в детском доме, в сравнении с их сверстниками, живущими в семье.
Объект работы – психическое развитие детей в условиях детского дома.
Предмет работы - психологические особенности воспитанников детского дома.
Задачи работы:
Практическая значимость работы состоит
в том, что
на основе ее результатов могут быть определены
направления воспитательного и коррекционного
воздействия для психологического сопровождения
процесса обучения и воспитания детей
в условиях детского дома.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта.
Дети, живущие в детском доме, часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
Отчужденность, неумение эмоционально общаться, эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особенного внимания требует обсуждение так называемого эмоционального голода. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию
В детстве дети часто порываются к взрослым. Однако у них нет опыта общения - они не могут развивать свои отношения. Порыв к общению обрывается, ребенок не имеет навыков общения: обратившись, прижавшись, ребенок убегает прочь по своей инициативе. На этом все может закончиться. Ребенок не умеет себя проявить. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения
У детей из детских домов плохо формируется картина мира и не складывается система взглядов, которая соответствует высокому уровню развития личности. Для ребенка из детского дома это слишком абстрактно. Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через свою физическую силу, через свою продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения (ложь, кражи, насилие).
Дети детских домов
Дети в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. Здесь таятся очень глубокие проблемы для психологов и педагогов
Важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются педагогическая запущенность, средовые влияния, а не врожденно - наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Следовательно одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.
Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут.
Активность в сотрудничестве,
стремление и способность что-либо
делать вместе с взрослыми у детей
не возникает. Попытка взрослого
аргументировать
1.2 Психологические
особенности социальной
Психологические проблемы в
развитии, как детей, так и взрослых
чаще всего возникают в связи
с переживанием ими лишений или
потерь. Термин «депривация» используется
в психологии и медицине, в обиходной
речи означает лишение или ограничение
возможностей удовлетворения жизненно
важных потребностей. Когда говорят о
депривации, имеют в виду такое неудовлетворение
потребностей, которое происходит в результате
отделения человека от необходимых источников
их удовлетворения и имеет пагубные последствия.
Существенна именно психологическая сторона
этих последствий: вне зависимости от
того, ограничена ли моторика человека,
отлучен ли он от культуры или от социума,
лишен ли с раннего детства материнской
любви, проявления депривации похожи.
Тревожность, страхдепрессия, интеллектуальные
расстройства – вот наиболее характерные
черты так называемого депривационного
синдрома.
В настоящее время остро встает вопрос
о повышении эффективности адаптации
и последующей интеграции в современном
обществе детей-сирот и детей, лишившихся
попечения родителей и живущих в домах-интернатах.
В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.
Следовательно, наиболее тяжелый
след в психологической жизни
ребенка оставляет «социальное»
сиротство. Чем раньше ребенок отрывается
от родительской семьи, чем дольше и
в большей изоляции он находится
в учреждении, тем более выражены
деформации по всем направлениям психологического
развития. Основным приобретенным дефектом
оказывается задержка и искажение
интеллектуального и