Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется прежде всего своим продуктом – представлением о себе, “Я- образом”. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, и важным фактором детерминации поведения человека. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., и эмоциональный — самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самопознание и самоотношение, интегрируя их в рамках “Я-концепции”, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

Содержание

Введение

3

Глава 1
Самосознание как высший уровень развития сознания

1.1.
Проблема исследования самосознания в отечественной и зарубежной психологии
5
1.2
Развития самосознания в онтогенезе
9

Глава 2.
Представление о себе у детей дошкольного возраста

2.1
Внутренний мир ребенка как целостное образование
15
2.2
Особенности формирования представления о себе у ребенка дошкольного возраста
19

Глава 3
Описание исследования и анализ полученных результатов

3.1
Методы и методики исследования
21
3.2
Результаты исследования представления о себе у детей дошкольного возраста
23
Выводы

26

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Особенности развития  представлений о себе

    у  детей дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

Введение          

 

3

     

Глава 1

Самосознание как высший уровень развития сознания

 

1.1.

Проблема исследования самосознания  в отечественной и зарубежной психологии                                                                        

5

1.2

Развития самосознания в онтогенезе

9

     

Глава 2.

Представление о себе у детей дошкольного возраста

 

2.1

Внутренний мир ребенка как целостное образование

15

2.2

Особенности формирования представления о себе   у ребенка дошкольного возраста                      

19

     

Глава 3

Описание исследования и анализ полученных результатов                   

 

3.1

Методы и методики исследования

21

3.2

Результаты исследования представления о себе у детей дошкольного возраста

23

Выводы

 

26

     

Литература 

 

28

     

Приложение

 

31

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется прежде всего  своим продуктом – представлением о себе, “Я- образом”. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно  является и его существенным условием,  и важным фактором детерминации поведения  человека. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., и  эмоциональный — самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самопознание и самоотношение, интегрируя их в рамках “Я-концепции”, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

К концу старшего дошкольного возраста у детей возникает первоначальное представление о себе, так называемый “Я-образ”, позволяющий ребенку выработать внутреннюю позицию относительно взаимоотношений с другими людьми. На основе внутренней позиции ребенок стремится занять определенное положение среди сверстников и взрослых.

Анализ психологических исследований [7, 9; 12; 36] и практика воспитания убеждают в важности и необходимости изучения “Я - образа”  у детей. Как ребенок приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается – эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются.

Известно, что процесс становления личности сложен и многогранен. Возраст 5-6 лет является важным периодом в общем психическом развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа его представлений о себе. А в связи с переходом к началу обучения в школе детей с 6 лет особо  важное значение приобретает проблема осознания ребенком самого себя, своих сил и возможностей. Это в значительной мере влияет на начало успешного обучения в школе.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему, остается все еще малоизученной проблемой.

Это противоречие дало возможность выделить из указанной выше проблемы тему: “Особенности развития  представлений о себе    у  детей дошкольного возраста”.

Объект исследования: самосознание ребенка.

Предмет исследования: особенности развития  представлений о себе    у  детей дошкольного возраста”.

Цель исследования: определить психологическое содержание “Я -  образа” у детей 5-ти  -6-ти  летнего возраста.

Исходя из цели, были сформированы следующие задачи.

Задачи исследования:

  • Изучить результаты исследований в отечественной и зарубежной психологии по данной  проблеме.
  • Спланировать проведение эксперимента, подобрать комплекс методов и методик, необходимых для его осуществления.
  • Количественно и качественно обработать результаты эксперимента.

Гипотеза: предполагается, что:

  • в сознании детей 5-6 лет идет становление “Я- образа”,
  • представления о самом себе возникает и формируется в процессе общения ребенка со значимыми взрослыми, которые оказывает существенное влияние на содержание “Я- образа”.

Данное исследование проводилось  на базе дошкольного учреждения №  ….. Возраст детей 5-6 лет.

 

 

 

 

Глава 1.   Самосознание как высший уровень развития сознания

    1. Проблема исследования самосознания  в отечественной и зарубежной психологии

 

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б. Г. Ананьева [5], Л. И. Божович [12 ], Л. С. Выготского [ 17, 19],А. Н. Леонтьева [ 35], С. Л. Рубинштейна [53], А.Г. Спиркина [58], В.В. Столина [59], П. Р. Чаматы [62],  И. И. Чесноковой [63, 64] в общетеоретическом и методологическом аспектах  проанализирован  вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих [43, 49]. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания [11]. . Работы И. С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще - и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии [30, 31]. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата — достаточно указать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией [ цит по:51]. Понятия “Я” и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического  консультирования [28, 47]. Тем не менее, А. Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высокого жизненного значения, венчающую психологию личности”, расценивал ее в целом как нерешенную “ускользающую от научно-психологического анализа” [35].

Психологический аспект исследования проблемы самосознания, предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе [24,27].

Исследование самосознания в качестве психического процесса не ставит его в один ряд с другими психическими процессами — восприятием, мышлением, памятью, хотя оно может существовать только на их основе и проявляться через них. Психологический “механизм” самосознания имеет интегративную природу. В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом — система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт на разных уровнях обобщения, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент. В психической жизни личности, в ее структуре самосознание наряду с сознанием является как бы центральным образующим. Это — необходимое условие целостности и преемственности формирования внутреннего мира личности.

Одним из исходных, методологически важных вопросов при анализе проблемы самосознания является выяснение соотношения сознания и самосознания. По своему происхождению это одно-порядковые явления психики, сущность которых может быть понята лишь на основе теории отражения. Несмотря на специфику проявлений и развития, разделить их можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины — в процессах сознания самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно моему “Я”, а процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания [35, 53].

Самосознание в более или менее отчетливой форме своего проявления возникает онтогенетически, несколько позже сознания. Этот факт дал основание некоторым исследователям утверждать, что самосознание является высшим уровнем сознания. С таким мнением вряд ли можно согласиться, ибо, несмотря на общность генетической природы, на неразрывную взаимосвязь в процессе становления, сознание и самосознание имеют своеобразные “уровни”, линии развития, которые “разводят” эти явления психики.

Говорить об уровневом отношении сознания и самосознания, — значит, вести анализ в рамках категорий “низший—высший”, “простой—сложный”. Очевидно, что такой метод анализа является исключающим, поскольку оба эти явления психики сами по себе достаточно сложны и каждое из них представляет многоуровневую систему. Процессы сознания в высших своих проявлениях обнаруживают тончайшую приспособительную и регулятивную деятельность, по своей сложности не уступающую актам самосознания.

Однако самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно — то же сознание, только с иной направленностью. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и, противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность, свои особенности, своеобразие и определенным образом относится к себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания.

С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных “образов” самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — в представление, а затем в понятие своего собственного “Я” как субъекта, отличного от других субъектов. В результате развернутых актов самосознания, которые становятся все более сложными, по мере увеличения числа образов, интегрирующихся в представлении и понятии о самом себе, формируется все более совершенный, глубокий и адекватный, образ собственного Я. В структурном отношении самосознание представляет собой единство трех сторон—познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой, регулятивной (саморегуляция).

Существует представление, согласно которому зарождение самосознания связано уже с внутриутробным развитием; важнейшую роль в этом играют тактильные контакты  подготавливающие чувство ограниченности собственного тела [24]. Хотя почти все авторы подчеркивают значение межперсональных отношений для развития самосознания, механизмы влияния взаимоотношения ребенка с взрослым и соответственно форма, в которой зарождается самосознание, и возраст его возникновения мыслятся различно. Авторы, рассматривающие развитие ребенка в психоаналитической традиции, понимают процесс  зарождения самосознания как процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка с появлением матери; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери [23].

В настоящее время в отечественной психологии еще нет единого мнения о начальном моменте и критерии появления самосознания в онтогенезе. Согласно точке зрения Б. Г. Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. Однако границы данного периода весьма неопределенны, поэтому, по мнению Ананьева, окончательное решение этого вопроса на данном этапе исследования проблемы самосознания еще невозможно [5].

Информация о работе Особенности развития представлений о себе у детей дошкольного возраста