Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: раскрыть понятие самооценки, охарактеризовать её взаимосвязь с самосознанием старшеклассника и выявить направления развития.
Таким образом, актуальность проблемы изучения психологических особенностей самооценки старших школьников обусловлена необходимостью способствовать процессу их личностного становления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------- 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Понятие самооценки личности как способ ее развития -------------------- 5
Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь--- 11
Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Диагностическая программа исследования------------------------------------15
2.2 Анализ результатов исследования-----------------------------------------------22
2.3 Рекомендации по развитию с/о---------------------------------------------------28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------31
Список используемых источников---------------------------------33
ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------------35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психология самооценка испр.docx

— 103.12 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  педагогический университет 

им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

 

Кафедра практическая педагогика и психология

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине практическая педагогика

на тему:

 

Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса группы ______

факультета психологии

направление «Педагогика»

профиль «Практическая

психология в образовании»

_______________________________

Научный руководитель:

_______________________________

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013

 

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------- 3

 
ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    1.    Понятие самооценки личности как способ ее развития -------------------- 5
    2.    Соотношение понятий самооценки и самосознания, их взаимосвязь--- 11
    3.    Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

 

ГЛАВА 2.  ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1    Диагностическая программа исследования------------------------------------15 
2.2   Анализ результатов исследования-----------------------------------------------22 
2.3    Рекомендации по развитию с/о---------------------------------------------------28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------31

Список используемых источников---------------------------------33

ПРИЛОЖЕНИЯ---------------------------------------------------------------------------35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.B. Бороздиной, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Л.Б. Филонова, Р. Бернса, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, участвующее непосредственно в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания. Она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного  уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс  самопознания.

Условия профильной дифференциации содержания образования предполагают углубленное и расширенное изучение отдельных предметов, предъявляют  высокие требования к личности учащегося, в связи с этим необходимость  развития высокой самооценки становится очевидной. Старший школьник, у которого развита позитивная самооценка, направляет свои усилия непосредственно на решение, стоящих перед ним задач. Он активен, успешен в учении и социальных отношениях, лидер в дискуссиях, высоко заинтересован в общественных делах. Кроме того, характеризуется  выраженной ориентацией на будущую  профессию, направленностью на деятельность, в то время как учащийся с низкой самооценкой сосредоточен на своих  внутренних переживаниях, что неблагоприятно сказывается на результатах его  деятельности.

Целью данной работы является: раскрыть понятие самооценки, охарактеризовать её взаимосвязь с самосознанием  старшеклассника и выявить направления  развития.

Таким образом, актуальность проблемы изучения психологических особенностей самооценки старших школьников обусловлена необходимостью способствовать процессу их личностного становления.

Предметом исследования выступают  психологические особенности самооценки старших школьников.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:

1. На основе теоретического  анализа научной литературы изучить  и систематизировать данные о  сущности и психологических особенностях  развития самооценки старших  школьников.

2. Выявить особенности  самооценки старшеклассников.

3. Определить общие и  специфические особенности развития  самооценки учащихся старшеклассников.

4. Выявить рекомендации  по развитию самооценки.

Методологической основой  работы являются: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая  зависимость психических явлений  от порождающих их условий и факторов (Леонтьев А.Н., Рубинштейн C.J1.); принципы единства сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.); принцип развития (Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Фельдштейн Д.И.).

 

 

 

 

 

Глава 1.  Понятие  самооценки личности в психолого-педагогической литературе.

    1. Понятие самооценки личности как способ ее развития

Самооценка личности –  оценка человеком самого себя, своих  достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и  наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С  помощью самооценки происходит регуляция  поведения личности. Главные функции  самооценки - регуляторная, на основании  которой происходит решение задач  личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость  личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира Андреева Г. М. [3]

Для начала, чтобы понять способы развития самооценки, необходимо детально проанализировать понятие  самооценки личности. Характер человека проявляется отношением не только к  другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам  того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется  тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать  вывод, что человеку свойственна  потребность в достаточно высокой  самооценке, т. е. каждому хочется  уважать себя. Допустим, человек  совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», — т.е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

Какие же трудности общения  возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем  более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

С какими же трудностями  в общении сталкивается человек  с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Как обычно человек реагирует  на попытки окружающих снизить его  самооценку упреками, критикой? Понятно, что удовольствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят  от того, кто критикует, за что критикует, с какой целью и, главное, насколько  высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин — профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. Иначе такая критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.

Как реагирует человек  на попытки окружающих завысить его  самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь  с человеком, источающим непрерывные  восторги в их честь. Дело в том, что  в ситуации, когда один человек  хвалит другого, они находятся в  неравных отношениях: первый осознает свою цель и истинные чувства и  четко понимает, что кроется за его словами: лесть, комплимент или  заслуженная похвала. Тот же, кто  слушает, оказывается в более  трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому не удивительна настороженность  и негативизм, с которыми встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста. Лесть — это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред — делает его надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие  от лести не преследует выгоду и  является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека. Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень  притязаний человека и тем самым  побуждает его браться за более  трудные задачи — вот в чем  польза похвалы. Она произносится и  реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.

Объясняя причины развития у человека заниженной или завышенной самооценки, практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку Столин В. В. [15]

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве  — отношение родителей, положение  среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале  учится оценивать других, а потом  уже — себя. И лишь к 14—15 годам  подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует  достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует, степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Информация о работе Особенности самооценки в старшем школьном возрасте