Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является эмпирическое изучение социально – психологических установок женщин, занимающие руководящие должности в педагогической сфере.
Для осуществления поставленной цели были выведены следующие задачи:
Осуществить теоретический анализ данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии.
Выявить и описать теоретические аспекты влияния гендерных особенностей руководителя на процесс управления.
Подобрать необходимый диагностический инструментарий, провести исследование и проанализировать полученные эмпирические данные.
Введение………………………………………………………………………3
Раздел 1. Психологические особенности личности руководителя педагогическим коллективом…………………………………………………6
1.1. Роль личности руководителя в управлении педагогическим коллективом
1.2. Стили руководства………………………………………………………16
1.3. Влияние гендерных особенностей при восприятии руководителя его подчиненными …………………………….…………………………………23
Выводы по первому разделу…………………………………………………28
Раздел 2. Эмпирическое изучение особенностей социально психологических установок женщин-руководителей в педагогических коллективах………………..…………………………………………………30
2.1. Описание и обоснование методов исследования …………………..…30
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………37
Выводы по второму разделу………………………………………………..40
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемых источников…………………………………………
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.П. ДРАГОМАНОВА
Крымский гуманитарный факультет
Кафедра психологии и практической психологии
Особенности социально – психологических
установок у женщин руководителей педагогическими
коллективами
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Патопсихология»
специальность 6.030103 Практическая психология
Выполнил
(фамилия, имя, отчество)
____________4ПРПС___________
(курс, группа)
______________________________
(подпись)
Научный руководитель:
__кандидат полит. наук, доцент_
Е.Н. Велешко (фамилия, имя, отчество)
_____________________________
Допущено к защите:
Работа защищена:
Зав. кафедрой________________ «____»______________________
«____»_____________________ с оценкой_____________________
Гурзуф 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Психологические особенности
личности руководителя педагогическим
коллективом…………………………………………………
1.1. Роль личности руководителя в управлении педагогическим коллективом
1.2. Стили руководства…………………………………………………
1.3. Влияние гендерных особенностей при восприятии руководителя его подчиненными …………………………….…………………………………23
Выводы по первому разделу…………………………………………………28
Раздел 2. Эмпирическое изучение
особенностей социально психологических
установок женщин-
2.1. Описание и обоснование
методов исследования …………………..
2.2. Анализ и интерпретация результатов…………………………………37
Выводы по второму разделу………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Постоянное изменение социально-экономической обстановки требует существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают социально-психологические аспекты руководства коллективом. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга и подчиненными - своих руководителей, в частности.
Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эмоциональные компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива. Действуя в комплексе, это оказывает влияние на авторитет руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.
Особую актуальность данный вопрос приобретает в последние годы, когда на многих предприятиях остро проявляется проблема взаимоотношений женщины – руководителя и ее подчиненных.
Руководители
– женщины в настоящее время
представлены во всех сферах деятельности.
Можно привести немало примеров того,
как великолепно руководители –
женщины справляются со своей
работой. Больше того, есть сферы производства,
где руководитель – женщина имеет
более высокие шансы на успех,
чем руководитель – мужчина. Одной
из таких сфер, вне всякого сомнения,
является педагогическая деятельность.
Выполняя свои непосредственные обязанности,
руководитель придерживается определенного
стиля управления, который, помимо всего
прочего зависит от личностных особенностей
направленности социально - психологических
установок женщины
Объект исследования: личность женщины – руководителя.
Предмет исследования: особенности социально – психологических установок у женщин - руководителей педагогическими коллективами.
Целью курсовой работы является эмпирическое изучение социально – психологических установок женщин, занимающие руководящие должности в педагогической сфере.
Для осуществления поставленной цели были выведены следующие задачи:
Гипотеза: у женщин руководителей, использующих в педагогической сфере директивный стиль управления, преобладает направленность на власть, склонность к использованию в общении агрессии, эгоизма подозрительности; у женщин, использующих демократический (коллегиальный) стиль управления персоналом, наблюдается направленность на процесс, склонность к зависимости, альтруизму в процессе взаимодействия.
Теоретико-методической базой исследования стали работы таких отечественных и зарубежных психологов, как В.С. Агапов, Л.Ф. Бурлачук, Л.С. Выготский, А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, Е.П. Ильин, А.В. Карпов, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, С.Л. Рубенштейн, Д. Зиглер.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что в работе освещены исследования особенностей личности руководителя; представления о понятии «направленность личности», «социально психологические установки руководителя»; обобщены исследования, посвященные изучению женщин руководителей педагогических коллективов.
Практическое значение исследования определяется тем, что эмпирически апробирована психодиагностическая программа, направленная на выявление особенностей социально – психологических установок женщины – руководителя педагогическим коллективом.
В настоящей работе нами были использованы следующие методы:
1. Методика диагностики социально психологических - установок личности в мотивационно – потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
2. Методика
диагностики межличностных
3. Методика
«Стиль руководства» А.Л.
4. Методика ранговой корреляции Спирмана.
Исследование проводилось на базе МДЦ «Артек». В исследовании принимали участие 15человек: женщины – руководители и занимающие руководящие должности в педагогической сфере.
РАЗДЕЛ 1. Психологические особенности личности руководителя педагогическим коллективом
1.1.Роль личности
руководителя в управлении
Роль руководителя и лидерство стали объектом исследования в начале ХХ в., когда впервые начали изучать управление. Однако если целью ранних исследований было выявление свойств или личностных характеристик эффективной работы руководителя, то сегодня прослеживается направленность на обучение человека успешно управлять коллективом. Роль личности руководителя в организации чрезвычайно высока, на сколько, он активен, целеустремлен, гибок во взаимоотношении с людьми зависит успех и жизнеспособность коллектива.
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно правовых отношений в рабочем коллективе.[13]
В настоящее время существуют различные подходы к изучению личности руководителя.
Специальная структура личности руководителя включает 4 основные подструктуры:
Профессиональную
Организаторские способности
Педагогические качества
Морально - этические
Профессиональная
Человек не рождается с набором качеств; они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Чтобы руководитель мог успешно управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым требованиям к его личности. Эти требования довольно многогранны и жестки.Многими психологами предпринята попытка разработать применительно к управленческой деятельности динамическую функциональную модель структуры личности. На основе системного подхода в структурной модели личности руководителя выделены три уровня:
♦ психофизиологический, включающий особенности познавательных процессов;
♦ психологический, состоящий из мотивационной, эмоционально-волевой сфер и свойств личности (темперамент, характер, способности, интересы, направленность, интеллект);
♦ социальный, представляющий мировоззренческие, ценностные и нравственные качества.
Используя в исследованиях функциональную модель структуры личности и опираясь на нее, ряд психологов выделяют специальную структуру личности руководителя, которая включает пять подструктур, имеющих важные свойства личности человека для выполнения управленческой деятельности. Ее называют нормативной структурой личности руководителя; она определяется функцией руководства как специфического вида деятельности. Такая нормативная структура личности включает идейно-политические качества, профессиональную компетентность, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества.[4]
В отечественной и зарубежной
литературе существуют различные классификации
личности руководителя. Наиболее удачна,
классификация личности хозяйственного
руководителя (менеджера), предложенная
американским психологом М. Шоу и
значительно дополненная в
Биографические характеристики. К ним относятся:
1.Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе - 59 лет. Ли Якокка известный американский менеджер писал: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя. Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли и очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.
Таким образом,
возраст руководителя не может быть
ни преимуществом, ни помехой для
того, чтобы эффективно управлять. Зависимость
между возрастом и
2. Гендерные особенности руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны. Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко.
Поэтому
женщины реже становятся лидерами и
проявляют малую склонность, чем
мужчины добиваться этой роли. Это
объясняется тем, что мужчины
обладают большей компетентностью
в решении групповых задач, а
так же их стремлением обладать преимуществом
в группе. Особое значение имеет
наличие определенного
Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенностью утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.
3. Социально экономический