Особенности страхов детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
1.1 Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Проблема детских страхов и их возрастная динамика
1.3 Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов
Глава 2. Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения
2.1 Методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 209.56 Кб (Скачать файл)

курсовая  работа 

« Особенности страхов детей дошкольного возраста»  

выполнила: студентка 5 курса

Жукова  Е.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

1.1 Изучение факторов, обуславливающих развитие детских  страхов, в отечественной и  зарубежной психологии

1.2 Проблема детских  страхов и их возрастная динамика

1.3 Воображение  как фактор, обуславливающий развитие  детских страхов

Глава 2. Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

2.1 Методика исследования

2.2 Результаты  исследования

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания  этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна  в настоящее время. Проблема страхов  мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском  саду, дети должны пройти все тесты  тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

А.И. Захаров  впервые в отечественной и  мировой практике рассмотрел причины  возникновения и развития дневных  и ночных страхов. Привел статические  данные, показывающие влияние различных  факторов.

Детские страхи в той или иной степени  обусловлены возрастными особенностями  и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в  области семейных отношений, таких  как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или  слишком требовательное отношение  к ребёнку, которое порождает  в нём тревогу и затем формирует  враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной  восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным  воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или  острых психических потрясений, часто  на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические  страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких  страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется  пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее  время вопросы диагностики и  коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются  коррекции и без последствий  проходят у детей до десяти лет. Поэтому  чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка.

Но страх  может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в  целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно  только суметь с этим страхом совладать.

Помочь  в этом может воображение. Нужно  только помочь ребенку воспользоваться  им. Благодаря воображению дети видят  чудовищ, прячущихся в темноте, или  верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется  на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным  или практически невозможным.

Причины детских страхов рассматривали  многие психологи: А.И. Захаров, Т.А.  Немчин, В.Н. Мясищев, Дж. Алан и другие. В качестве таковых назывались: соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с родителями, конфликты между родителями.

Следует отметить, что каждый случай преодоления  детских страхов уникален и требует  от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической  процедуре основное внимание уделяется  оценке индивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная  среда пребывания ребенка не подвергается тщательному исследованию.

В каждом конкретном случае следует проводить  профилактику и коррекционную работу, исходя из особенностей ситуации, индивидуально-личностных характеристик дошкольника, специфики  семейной и социальной ситуации и  прочих факторов.

Цель  исследования – изучить особенности  страхов у детей среднего дошкольного  возраста в зависимости от уровня развития воображения

Объект  исследования – дети среднего дошкольного  возраста.

Предмет исследования – роль воображения  в процессе овладения детскими страхами детьми среднего дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: воображение является одним из факторов обуславливающим  появление страхов у детей  среднего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие  задачи:

1.  Изучить состояние проблемы детских страхов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях;

2.  Выявить возрастные особенности и характер появления детских страхов.

3.  Изучить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

4.  Проследить зависимость развития воображения и появления детских страхов у детей среднего дошкольного возраста..

Методы  исследования:

·  Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

·   Эмпирические: тестирование (методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой), обработка результатов исследования. 

Глава 1 Теоретические аспекты  особенности страхов  детей среднего дошкольного  возраста в зависимости  от уровня развития воображения  

1.1  Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов, в отечественной и зарубежной психологии

Проблеме  детских страхов уделяется много  внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В  работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователей существуют различные  подходы к определению страха.

А.В.Петровский, М.Г. Лрошевский страх определяют как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности [39].

О.М. Дьяченко говорит, что страх - психическое  состояние, возникающее на основе инстинкта  самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх  имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность  задач, помехи и др.). Существуют различные  формы страхов: испуг, боязнь и т.д. [17]

Ковалев В.В. отмечает, что страх - это чувство  внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено - от неопределенного  чувства неуверенности, опасности  до ужаса [24].

В.Д  Зеньковский считает страх одной  из основных и врожденных форм реакции  души: меняются предметы страха, меняется выражение страха, и его влияние  на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх, как известная форма  оценки, как тип отношения к  миру и людям, остается всегда в нас. По мнению автора, если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом  темнота сама по себе будет пугать его [5].

Д. Айке определяет страх как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Страх -это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность [5].

А. Кемпински в своей работе отмечает, что, когда приходится давать определение таких понятий  как, например: страх, ужас, боязнь, тревога и т.п. дать его ясное определение не удается. Автор считает, что так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определять, констатирует он [37].

Согласно  Е. Степановой, страхи - это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в  ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для  жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный  характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты [41].

По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных  эмоций человека, возникающая в ответ  на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что  страх выполняет разнообразные  функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого  рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор  борьбы людей со стихией. Страх позволяет  избежать опасности, так как играл  и играет защитную роль. Поэтому  А.И. Захаров считает, что страх  можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [20].

А.И.Захаров  отмечает, что страх может развиваться  у человека в любом возрасте: у  детей от 1 года до 3 лет нередки  ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх  смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего  боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают»  Каждому ребенку присущи определенные страхи [22].

По мнению А. Фрейд, 3. Фрейд, страх - аффективное  состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях – фобией. Страхи часто  являются результатом неудовлетворенных  желаний и потребностей [5].

Понимание опасности, её осознание формируется  в процессе жизненного опыта и  межличностных отношений, когда  некоторые безразличные для ребёнка  раздражители постепенно приобретают  характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении  травмирующего опыта   (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. Всё это даёт основание говорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [3].

Информация о работе Особенности страхов детей дошкольного возраста