Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в развитии данного вида речи. В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Подобрать методики для изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести исследование.
Разработать план-программу работы по формированию связной речи посредством сказок и провести по нему серию занятий.
Выявить динамику в ходе развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок ...……………………………………………………….…………………………… 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка……………7
1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий ……………………...………..12
1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня ...……………………………...23
1.4. Восприятие сказки ребенком старшего дошкольного возраста…………….33
1.5. Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок……………………...40
Выводы по первой главе…………………..……………………………………….46
Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня...……………………………………………………………………………..47
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня ……………………………………..……..47
2.2. Программа занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок …...64
2.3. Динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента…………..71
Выводы по второй главе…………………………………………………………...73
Заключение………………………………………………………….………………74
Литература…………………………………...……………………………………...78
Приложение 1 ………………………………………………...………………….....85
Приложение 2 ………………………………………………...………………….....91

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломные разные.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОНР II УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок ...……………………………………………………….…………………………… 7

1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка……………7

1.2. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста без речевых патологий ……………………...………..12

1.3. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня ...……………………………...23

1.4. Восприятие сказки ребенком старшего дошкольного возраста…………….33

1.5. Методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок……………………...40

Выводы по первой главе…………………..……………………………………….46

Глава 2. Исследование влияния сказки на особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня...……………………………………………………………………………..47

2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня ……………………………………..……..47

2.2. Программа занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня посредством сказок …...64

2.3. Динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного с общим недоразвитием речи II уровня в ходе формирующего эксперимента…………..71

Выводы по второй главе…………………………………………………………...73

Заключение………………………………………………………….………………74

Литература…………………………………...……………………………………...78

Приложение 1 ………………………………………………...………………….....85

Приложение 2 ………………………………………………...………………….....91

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Первоначально необходимо остановиться на толковании понятия «связная речь», т.к. правильное понимание ее психологической природы во многом определяет как методы выявления степени ее несформированности у детей с нарушениями речи, так и методику ее формирования.

Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое

По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи [9, с. 6].

Связная речь, являясь самостоятельным видом речесмыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Становление и формирование связной речи у нормально развивающихся дошкольников рассматривается в работах: В.А.Петровой, Г.М. Ляминой, Н.С.Карпинской и т.д. Авторы характеризуют развитие связной речи на различных возрастных этапах, раскрывают значение ее развития у ребенка дошкольника, а также предлагают методику развития речи детей. Научные исследования ученых - педагогов нашли отображение в современных вариативных программах по дошкольной педагогике, в учебниках и методических пособиях.

Не менее значима проблема формирования развития связной речи у дошкольников с ОНР. Вопросами ее изучения занимались такие ученые, педагоги, методисты, как: Филичева Т.Б., Чиркины Г.В., Ефименкова Л.Н. и др.

В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, т.к. научно обоснованные теории развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации. [9, с.4]

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена тема исследования: «Особенности формирования связной речи у детей с ОНР посредством сказок».

Объект исследования:  дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказок.

Цель: изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и роли сказок в развитии данного вида речи.

В соответствии с целью  мы поставили  следующие задачи:

1.     Проанализировать     психолого-педагогическую       литературу     по данной теме.

  1. Подобрать методики для изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, провести исследование.
  2. Разработать план-программу работы по формированию связной речи посредством сказок и провести по нему серию занятий.
  3. Выявить динамику в ходе развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  4. Сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что сказки являются эффективным средством развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методами исследования являлись анализ литературы по логопедии, педагогике, специальной психологии по исследуемой проблеме; диагностические методики. При обработке полученных материалов использовались статистические методы, формирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе МДОУ Центр развития ребенка «Тюльпан» рабочего поселка Иловля.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

 

1.1. Психолого-педагогические  аспекты речевого развития ребенка.

 

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе и какое значение она имеет для развития.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания». [53, 115]

Р.С. Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [35, 67]

А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий». [18, 84]

Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

Существуют различные аспекты развития речи.

Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит, прежде всего, бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [10, 48]

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В.Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь». [16, 71]

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием….. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается». [53, 74]

Информация о работе Особенности формирования связной речи у детей ОНР II уровня посредством сказок