Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать формирование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс изучения особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ………………………….7
1.1 Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности….………..7
1.2 Развитие эмоций в деятельности дошкольников…………..........................13
Вывод к первой главе…………………………………………............................18
Глава 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОННАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………..………………………………………….19
2.1 Цель, задачи, содержание экспериментальной работы …………..………19
2.2 Анализ экспериментальной работы……………………………….……….27
Вывод ко второй главе…………………………………………….…………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........

Вложенные файлы: 1 файл

Манайдарова Д_201_К- Р по психологии.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)


                                                                        27

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Особенности эмоционального развития

детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

 

 

 

 

                                                                                            студентки 301 очной формы обучения

                                                                                            Манайдаровой Динары Исламовны

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                            Тугулева Галина Витальевна,

                                                                                            канд. пед. наук, доцент

 

 

Оценка научного руководителя:

___________________________

___________________________

(научный руководитель)

«___»________________2011 г.

              Работа защищена:

________________________

 

Зав. кафедрой____________

«_____»____________2011г.

 

Магнитогорск, 2011



                                                                        27

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ………………………….7

1.1 Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности….………..7

1.2 Развитие эмоций в деятельности дошкольников…………..........................13

Вывод к первой главе…………………………………………............................18

Глава 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ Исследование ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОННАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………..………………………………………….19

2.1 Цель, задачи, содержание экспериментальной работы …………..………19

2.2 Анализ экспериментальной работы……………………………….……….27

Вывод ко второй главе…………………………………………….…………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

              В сфере изысканий детской практической психологии оказываются не только исследования специфики детского возраста, но и влияния взрослого на ребенка, влияния окружения ребенка на его развитие, влияния особенностей взаимодействия ребенка с окружающей его средой. Другими словами в спектр исследований и тщательного изучения попадает достаточно широкий выбор факторов внешней и внутренней среды ребенка, оказывающий значимое влияние на его развитие и рост (как личности). И здесь важным становится не только непосредственное окружение ребенка и его возрастные особенности, но и специфика тех учреждений, которые он посещал и посещает (домашнее окружение, ясли, сад, кружки и секции по интересам, посещаемые ребенком).

В настоящее время происходит активное реформирование всей системы образования и, в частности, дошкольного образования, в котором закладываются все базовые зародыши индивидуальных особенностей личности. А именно: увеличивается сеть альтернативных дошкольных и школьных учреждений, появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы.

Конечно, безусловно, данные прогрессивные изменения важны и необходимы, но, к сожалению, в них слишком мало уделяется внимания развитию эмоциональной сферы, в отличие от интеллектуального развития ребенка. А, зачастую, программы дошкольного воспитания превращаются в реализацию обучающих задач.

Особенности внешнего проявления эмоции можно определить по мимике, пантомимике, вокальной мимике. Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Именно поэтому формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Ведь в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Ведь для любого малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности: через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький окружающий его мир, именно с их помощью дает понять, что он сейчас ощущает.

Первые эмоции ребенка напрямую связаны с удовлетворением витальных потребностей (в основе их лежат безусловные рефлексы) имеющие «-» характер. Но с увеличением отрезка бодрствования и взаимодействия с взрослым, начинают развиваться и «+» эмоции, а ко 2 полугодию ребенок начинает различать эмоциональные состояния взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонацию, действия. К 1,5-2 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, когда стимулом становятся похвала и порицания со стороны взрослых, которые и формирует первоначальное различение «хорошо-плохо». А к 3 годам начинают проявляться эстетические чувства (радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением, а постепенно различения касаться начинают и характера музыки, ее «настроения»), зачастую активируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок. Оказываясь на пороге трех лет, ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера. Именно сейчас начинает проявляться избирательное отношение к сверстнику, как возможному объекту с кем приходится разделять драгоценное внимание взрослого, появляется строгая избирательность в отношениях со сверстниками, яркое выражение симпатий. Основные изменения в эмоциональной сфере у детей (в дошкольном детстве) обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемые эмоции, связанные с органическими потребностями (голод, жажда и тому подобное).

Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого [28].

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает и интенсивное развитие познавательной сферы личности ребенка (включение речи в эмоциональные процессы, а, следовательно, и их интеллектуализация), морального сознания (которое дает начало чувству долга ребенка), способствующего пониманию ребенком предъявляемых ему требований. А интенсивное развитие любознательности должно способствовать развитию  удивлению, радости открытий. Меняются детские взгляды на мир и на отношения с окружающими, а способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. То, что писал Выготский Л.С. о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевидении и персональном компьютере, дети стали

меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение, в значительной степени, обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Именно поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна.

Объект исследования: эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: показать формирование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Разработать диагностический комплекс изучения особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Методы исследования:

1.             Теоретический анализ психологической литературы по проблемам, взаимосвязанным с темой исследования.

2.             Наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

3.             Разработка диагностического комплекса.   

 

 

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности

В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями, как правило, называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Так же выделяются чувства - устойчивые эмоциональные отношения к людям, к различным предметам и явлениям [21].

              Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего, следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. Эмоции рассматривались как адаптивные механизмы, способствующие выживанию индивида на всех уровнях, то есть  эмоция определяется как зафиксированная телесная реакция, соответствующая одному из базовых адаптивных биологических процессов [20].

В ряде современных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. Так, Р. Бак, цитируя высказывание Гегеля «Все, что реально, рационально», выдвигает положение о том, что на самом деле все, что реально, — эмоционально; рациональна лишь последующая лингвистическая проработка этой реальности. Р. Бак говорит об «эмоциональных фильтрах», приписывающих событиям эмоциональное значение; одни из них сформировались в ходе эволюции, другие — в ходе индивидуального развития. В связи с той исключительной ролью, которую эмоции играют в человеческой жизни, по аналогии с широко используемым понятием «социальная компетентность» (способность эффективно взаимодействовать с другими людьми), Р. Бак выдвигает понятие «эмоциональная компетентность», которое он определяет, как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний. Р. Бак указывает, что эмоциональная и социальная компетентность взаимно поддерживают друг друга; точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями [6].

Ряд авторов указывали на роль эмоций в процессах межличностной оценки, во взаимной регуляции поведения. Так, Р.Клиннертом было введено понятие «социальной референтности», указывающее на тенденцию человека искать эмоциональную информацию от значимых других и использовать ее для осмысления происходящего [4].

Практически в настоящее время общепризнанным является то, что эмоция представляет собой результат оценки людьми своего окружения.

В литературе неоднократно отмечалась функция эмоций как адаптивного механизма, прежде всего — их связь с потребностями. «Потребности чаще всего указываются в качестве тех факторов, которые лежат в основе выполняемых эмоциями функций оценки и побуждения» [2].

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» .

На связи эмоций с потребностями основано понятие «эмоциональной

коррекции», «...при посредстве которой направленность и динамика деятельности ребенка приводятся в соответствие с имеющимися у него потребностями и интересами»

В.Гэйлин выделяет три основные функции эмоций:

1) обеспечение выживания индивида и группы,

2) указание на недостаточно эффективное функционирование человека,

3) указание на жизненные смыслы — как индивидуальные, так и групповые.

С адаптивной функцией эмоций тесно связана их побуждающая функция. «Продолжительное время, начиная с момента своего возникновения, учение об эмоциях прочно включало в себя побуждающие эмоциональные явления». На побуждающую функцию эмоций неоднократно указывал и С.Л.Рубинштейн: «...эмоции или потребности, переживаемые в форме эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности» [23]. К. Изард в своей теории дифференциальных эмоций выдвигает положение о том, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Аналогичных взглядов на мотивирующую функцию эмоций придерживается Дж. Сингер. Р. Бак указывает, что «мотивация и эмоция — это две стороны одного и того же процесса — первичных мотивационно-эмоциональных систем». Дж. Вейнрих определяет эмоции как результат сознательного или бессознательного принятия решения [11].

Существенное внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию эмоций через нормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах — грустным и так далее). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоций, что они становятся не тем, чем были вначале... Культурное давление толкает эмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы...». Культура указывает, какие чувства подходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства [8].

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста