Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1 Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста.…………………………………….…6
1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье ……………..….6
1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении
детей……………………………………………………………………...…..…8
1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей.14
2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста…………………………………...18
2.1 Описание и ход исследования…………………………………………18
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………….20
2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и
гипоопекаемыми детьми и их родителями……………………………….26
Заключение……………………………………………………………….………31
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. НАТАЛЬЯ психология 2.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение  
высшего профессионального образования  
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

 

 

Кафедра иностранной филологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ОТКЛОНЕНИЯ  В ПОВЕДЕНИИ ГИПЕРОПЕКАЕМЫХ И  ГИПООПЕКАЕМЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

Работу выполнил _________________________________/Н.Ю.Феденева/               

                                           (подпись, дата)                                   (инициалы, фамилия)

 

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ»  в городе Новороссийске    курс  2

 

Направление Педагогическое образование   (профиль начальное образование)

 

Научный руководитель                                            

Должность, ученая степень,                                              к.психол.н., преп.

 ученое звание  _________________________________/ И.Е. Нестеренко/                                   (подпись, дата)                        (инициалы, фамилия)/                 

 

Нормоконтролер

должность, ученая степень,                                           специалист УМР

ученое звание  ________________________________/Е.А. Данилова/                 

                           (подпись, дата)                                  (инициалы, фамилия)/                    

 

 

 

Новороссийск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….….3

1 Теоретические аспекты  изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей дошкольного возраста.…………………………………….…6

      1.1 Особенности детско-родительских  отношений в семье ……………..….6

      1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении

      детей……………………………………………………………………...…..…8

      1.3 Понятие гипоопеки и связанные с ней отклонения в поведении детей.14

2 Эмпирическое исследование отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста…………………………………...18

         2.1 Описание и ход исследования…………………………………………18

         2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………….20

         2.3 Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и  

         гипоопекаемыми детьми и их родителями……………………………….26

Заключение……………………………………………………………….………31

Список использованных источников……………………………………….…..34

Приложения ……………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования определяется кризисом института семьи, порождающего негативные тенденции  в воспитательной сфере. Гиперопека и гипоопека - два совершенно разных стиля-противоположности, которые наносят непоправимый вред душевному здоровью маленького ребенка и продолжают доставлять проблемы во взрослой жизни. Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным, упрямым.

Правильное воспитание - одна из важнейших составляющих формирования здоровья ребенка. Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга [1].

Через это общение  и происходит передача ценностей, которые  делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и другого  человека, контролировать свои агрессивные  импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей и уважать свою и чужую жизнь.

Эти духовные ценности могут  быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого  и ребенка, осознании ее смысла, в  первую очередь в условиях семьи. Душевная теплота и отзывчивость родителей, а также умеренный контроль с их стороны оказывает на детей самое благотворное влияние [2].

Объектом данной курсовой работы является процесс воспитания детей.

Предметом исследования выступают отклонения в поведении, возникающие при  гиперопеке и гипоопеке детей.

Цель данной работы состоит  в изучении отклонений в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей.

Гипотеза исследования: мы предположим, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются  такие отклонения в поведении  как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический  анализ литературы в области  психологии семьи, психологического  развития ребенка.

2. Рассмотреть особенности  (закономерности) взаимоотношений родителей и детей.

3. Дать определение  понятию «гиперопека» и «гипоопека»  и рассмотреть содержание данных  понятий.

4. Провести диагностику  детско-родительских отношений детей  старшей группы в МБДОУ №  52.

5. Обработать результаты диагностики и сделать выводы.

6. Предложить направления  коррекционно-педагогической работы  с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми.

Гипотеза исследования : мы предположили, что при гиперопеке и гипоопеке у детей наблюдаются  такие отклонения в поведении, как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды психологов и педагогов по вопросам гипоопеки и гиперопеке детей: Г.С. Абрамовой [1], Г. Крайга [8], Г.М. Бреслава [3], И.Б. Дермановой [6], И.Л.Кулагиной [9], О.А. Белобрыкиной [2].

В работе были использованы методы: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме, тестирование, методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационный метод.

Методики исследования: «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга , В.В. Столин)[5], тест «Выбери нужное лицо» (Р.Теммл,  Д.Дорки, В. Амен)[22].

Практическая значимость работы заключается в том, что  результаты исследования могут быть использованы в работе психолога МБДОУ №52 для коррекционной работы с детьми, а разработанная методика коррекционной работы с гипоопекаемыми и гиперопекаемыми детьми может быть использована при работе психологов в других детских дошкольных учреждениях города Новороссийска и края.

База исследования: воспитанники старшей группы МБДОУ №52 г. Новороссийска в количестве 18 человек в возрасте от 4,5 до 6 лет и их родители.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав – теоретической и эмпирической, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1Теоретические аспекты изучения отклонения в поведении при гиперопеке и гипоопеке детей

 

 

          1.1 Особенности детско-родительских отношений в семье

Детско-родительские отношения  – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [4].

Анализ трудностей в  детско-родительских отношениях позволяет  выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного  воспитания. Семья – важнейший  фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной  из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Дисгармоничное воспитание возникает, когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Также неверный выбор, разногласия в вопросах воспитания   получается при слабой сплоченности, разногласии в семье в вопросах воспитания детей чрезвычайно отрицательно влияют на  большую противоречивость и непоследовательность родителей по отношению к ребенку, повышенное ограничение в различных сферах деятельности детей.

Крайне негативно влияет на личностный рост ребенка как завышение  требований к нему, так и вседозволенность. Не положительно, дисгармонично влияет на воспитание детей и неверно  выбранный путь, или, наоборот, чрезмерности поощрений [1].

Повышенная конфликтность  в детско-родительских отношениях, недостаточность или чрезмерность удовлетворения его потребностей, также  приводят к негативным, дисгармоничным последствиям.

Выбрать золотую середину, гармоничность в процессе воспитания, верные детско-родительские отношения является очень сложной, тяжело осуществимой задачей для родителей (особенно в неполных семьях). Но, те не менее, родителям необходимо не переусердствовать (например, слишком строгий контроль над ребенком, так же неблаготворно, отрицательно, влияет на детей, как и полное попустительство).

Каждый родитель должен начинать воспитание своих детей, да и вообще детско-родительские отношения  с самовоспитания, пересмотра своих  жизненных позиций, мировоззрения, самосознания и жизненных ценностей.

Только при таком  подходе можно сделать правильный выбор в стиле воспитания ребенка  и его дальнейшего развития.

Необходимо запомнить, что воспитание начинается с грудного возраста. К пяти-семи годам жизненный сценарий человека будет уже написан. А к 12-ти – 14-ти годам будет сформирован характер.

Каким будет этот сценарий («неудачника» или «победителя») и каким будет характер, соответственно, какой будет сама личность, зависит родителей. На родителях лежит высокая ответственность, как перед воспитываемой личностью в частности, так и перед обществом в целом за то, какой будет эта личность…

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие гиперопеки и связанные с ней отклонения в поведении

детей

 

          Одной из самых существенных проблем современного российского общества часто называют инфантилизм. Особенно  это касается поколения, чье детство прошло  в 90-х - разруха, неорганизованность общества породили пассивность и фатализм. Исторические условия, конечно, имеют большое значение, однако куда более серьезную роль играет тип воспитания в семье. Одним из факторов появления людей инфантильных, неуверенных, неспособных принимать решения и нести ответственность является родительская гиперопека в детстве.

Гиперопека, или гиперпротекция - чрезмерная забота о ребенке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребенок», при котором ребенку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму[1].

Под родительским «пресс-контролем» ребенок теряет индивидуальность. Любой конфликт с ними - это поражение, вскоре ребенок просто перестает проявлять себя и напоминает заводного робота. Он твердо знает, что и как надо делать, чтобы не огорчить родителей. Данный тип воспитания часто сопровождается ранним многопрофильным обучением ребенка (иностранные языки, музыка, рисование, спортивные кружки и т.д.) и к информационным перегрузкам. У ребенка формируется запредельно высокий уровень притязаний, он пытается  оправдать надежды и достичь поставленных целей. Но люди - не роботы и не всегда могут работать эффективно на сто процентов. Поэтому ребенок часто не справляется с требуемым объемом, расстраивается, у него снижается самооценка.  Это, как правило, приводит к появлению ощущения неполноценности и тревожности, что может привести к невротизации ребенка и к стойким невротическим реакциям в будущем.

Основные признаки гиперопекающего  стиля воспитания[24]:

  • Постоянное и повышенное внимание к ребёнку.
  • Попытки уберечь ребёнка от любой опасности (даже от маловероятной). Совершенно естественно, что все любящие родители заботятся о ребёнке и пытаются оградить его от проблем. Но в случае гиперопеки эти запреты становятся тотальными. Родители постоянно говорят ребёнку: «не прыгай - упадёшь», «не трогай – уронишь», «не лезь в лужу – запачкаешься» и так далее. В результате ребёнок постоянно слышит «нельзя… нельзя…». Такие постоянные запреты неблагоприятно сказываются на социальном и познавательном развитии ребёнка, так как тормозят его.
  • Постоянный контроль над жизнью ребёнка.  Ребенка, конечно, необходимо контролировать, но делать это нужно в меру. При гиперопеке родители хотят быть в курсе всей жизни ребёнка, не просто интересуются жизнью своего чада, а пытаются узнать мельчайшие подробности, не оставляя ему свободного пространства.
  • Решение за ребёнка всех проблем. Родители в случае трудностей предоставляют своему отпрыску уже готовое решение проблемы, не думая о том, что ребёнок изначально должен попытаться самостоятельно разрешить её, а только в случае неудачи посоветоваться с родителями. Такой подход, а именно решение всех проблем за ребёнка, не может способствовать развитию у него самостоятельности, веры в свои силы, умению принимать решения.
  • Подавление всех проявлений самостоятельности и инициативы.  
    Родители хотят, чтобы ребёнок поступал только в соответствии с их желаниями. Нередко в случае гиперопеки родители заставляют посещать ребёнка те кружки и студии, которые считают наиболее интересными и полезными для него, не считаясь при этом с мнением самого ребёнка.
  • Постоянные попытки помочь ребёнку выполнить то или иное задание (или выполнение задания за ребёнка). Например, ребёнок пытается что-то сделать сам, у него не получается и он просит маму помочь ему. Мама, вместо того, чтобы поддержать и похвалить ребёнка, терпеливо помочь ему справиться с трудностями – делает всё вместо него.

Информация о работе Отклонения в поведении гиперопекаемых и гипоопекаемых детей дошкольного возраста