Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:19, реферат

Краткое описание

Память - это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по мед.docx

— 66.64 Кб (Скачать файл)

Память - это отражение  в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение  информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую  информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также  от общего состояния человека, степени  тренированности, характера психических  процессов. Убежденность человека в  том, что информация полезна, в сочетании  с его повышенной активностью  при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Различают два вида фиксации: кратковременную память (следы  внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор, пока существует источник сигналов, а затем угасает) и долговременную (информация сохраняется  в памяти на долгие годы). Последняя  является для человека источником знаний, опыта, навыков.

Сохранение в  памяти следов раздражений зависит  от способности человека к восприятию - репродукции фиксированной информации. Репродукция информации может быть непосредственной - прямой и опосредственной - логической. Прямая репродукция обычно связана с узнаванием фактов или  явлений, повторяющихся вновь, например, воспоминание когда-либо виденного  пейзажа, образа. Логическая репродукция  информации представляет собой воспроизведение  многочисленных ассоциативных связей, обусловленное воспоминанием какого-нибудь одного факта того или иного явления. Прием этот факт имеет косвенное  отношение к самому явлению. Так, одно слово <экзамены> может вызвать  у человека массу ассоциаций, связанных  с учебой вообще.

У человека различают  моторную, или механическую, а также  зрительную, слуховую, эмоциональную  и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над  другими. Механическое запоминание  основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый  непродуктивный и нестойкий вид  памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая - преимущественно  на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в  своей основе выраженные эмоциональные  переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая  память, т. е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.

НООПЕПТ – инновационный  лекарственный препарат уникальной пептидной структуры. В его составе  содержатся важные для организма  аминокислоты (дипептиды), которые воздействуют на нейроны коры головного мозга, помогая восстановить память и повысить концентрацию внимания. НООПЕПТ способствует восстановлению памяти, действуя на ВСЕ  фазы: начальную обработку информации, ее обобщение и извлечение.

Одним из самых  частых расстройств памяти является амнезия - частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная  амнезия наиболее ярко выражена у  человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а  также при сопоре, коме.

У больных с тяжело протекающим церебральным атеросклерозом, органическим поражением центральной  нервной системы может наблюдаться  постепенно нарастающая потеря памяти. Это так называемая прогрессирующая  амнезия. При ней из памяти в первую очередь исчезают текущие события; давно прошедшие явления относительно сохраняются (закон Ribot), что характерно прежде всего для пожилых людей.

При травматическом поражении головного мозга или  другой церебральной патологии органического  генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный  признак ретроградной амнезии.

Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно  за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии.

В клинике психиатрии нередко наблюдают фиксационную амнезию. Она проявляется в невозможности  запоминания текущих событий, вновь  поступающей информации. Указанное  расстройство чаще всего встречается  при корсаковском амнестическом  синдроме.

Обострение воспоминаний - гипермнезия - одновременном незначительном изменении функции запоминания  наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях, а также в маниакольном состоянии. Необходимо отметить, что  по мере выздоровления гипермнезия  исчезает и фиксация памяти возвращается к прежнему уровню.

При тяжелых депрессивных состояниях, сопровождающихся выраженной тоской, угнетенностью, больные жалуются на обострение памяти на неприятные события, несчастья далекого прошлого. При  этом в целом снижается процесс  запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение  терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти. Гипомнезией страдают лица пожилого возраста с атеросклеротическими поражениями сосудов головного  мозга. Встречается она также  и при травматической болезни.

Все отмеченные расстройства памяти относятся к ее количественным нарушения.

Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой  ошибочные, ложные воспоминания. К ним  относятся псевдореминисценции, характеризующиеся  тем, что больной заполняет пробелы  памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера  ездил в Полоцк. Он действительно  был в Полоцке, но в другое время.

К качественным расстройствам  памяти относятся и конфабуляции. Это такое состояние, когда провалы  в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями, не имевшими места. По содержанию конфабуляции очень разнообразны, что определяется особенностью личности больного, его  настроением, степенью развития интеллекта и способностью к воображению, фантазии.

Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия. Парамнезии же, возникающие при инфекционных, благоприятно протекающих сосудистых психозах или алкогольном психозе  Корсакова, в процессе выздоровления  обычно имеют тенденцию к обратному  развитию.

Иногда наблюдается  такое ослабление памяти, при котором  больной не может отличать факты  и события, действительно имевшие  место, от когда-либо услышанных, прочитанных  или увиденных во сне. Это криптомнезии.

Долгое время  причины различных нарушений  памяти истолковывались с точки  зрения узколокалистических представлений  об этой сложной психической функции. В частности, считалось, что центром  памяти являются мамиллярные тела. Развивая эту точку зрения, ученые пришли к мнению, что патологические механизмы нарушений памяти - результат поражения высших отделов мозга (коры больших полушарий). Весомым доводом в пользу данного тезиса послужило полное прекращение переноса информации из одного полушария в другое после перерезки мозолистого тела. Ответственность отдельных участков мозга за функцию памяти подтвердилась при оперативных вмешательствах, во время которых электрическое раздражение отдельных участков коры пробуждало у человека воспоминание давно прошедших событий. Так, одна женщина во время операции услышала голос своего маленького сына, доносившийся со двора вместе с уличным шумом. Другой больной показалось, что она рожает и притом точно в такой обстановке, которая действительно была много лет тому назад.

При попытках ученых определить специфические зоны коры, ответственные за функцию памяти, было обнаружено, что следы ее активизируются, когда раздражению током подвергается височная доля. Вместе с тем было установлено, что локализации патологического  очага в затылочной части нарушается зрительная память, а в височной - слуховая. Поражение лобной доли приводит к нарушению смысловой памяти. Однако эти гипотезы не следует считать  абсолютно доказанными, так как  у некоторых больных обнаруживается нарушение памяти при отсутствии каких-либо органических изменений  со стороны центральной нервной  системы. Даже самое тщательное клиническое  обследование не выявляет ее органических изменений, например, у больных с  расстройствами памяти при сильных  душевных переживаниях, реактивных психозах (аффектогенная, психогенная амнезия). Несмотря на то что раздражение отдельных  зон коры вызывает оживление следов прошедших событий, они качественно  отличаются от обычных воспоминаний чрезмерной отчетливостью и яркостью. Больные, как правило, заново переживают эти события и никогда не расценивают  их как воспоминание.

Решая проблему механизма  памяти, Сеченов (1863) и Павлов (192) на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат  следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды. Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение  или полное отсутствие оживления  старых и образования новых условных связей.

В последние годы все более утверждается биохимическая  теория памяти. Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ  в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под  влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают  образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении  в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение  нуклеинового обмена, и, прежде всего  РНК, приводит к расстройствам памяти.

Речь и ее нарушения, афазии

Речь — высшая форма  передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических  знаков. Ее социальная функция —  обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования  и обобщения, создающий основу категорий  мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь — начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым  характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность — речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.

Устная речь и устное речевое  высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой — существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря  ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а  также формирование фонематического  слуха. Заменяя более ранний сенсорный  и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так  и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологической структуре  разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в  их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было положено работами Брока  и Вернике. Они показали структурную  дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии  мозга, а не общее снижение речевых  возможностей. Исторически первым названием  зарегистрированного снижения речевой  деятельности по предложению Брока  стал термин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств  термин «афазия» (R47.0), который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля), некоторые  отделы конвекситальной поверхности  левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых  делается малодоступным понимание  сложных форм речи и, тем более, подтекста  сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователи особо  выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхней  части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при  поражении других речевых зон.

Несмотря на относительное  территориальное разобщение, все  речевые зоны объединены внутрикорковыми  связями (пучками коротких и длинных  волокон) и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых  областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в  первичную слуховую кору и для  выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в  непосредственной близости от третичных  полей, где при необходимости  осуществляются операции абстракции и  формирование системы отношений  между лингвистическими единицами  внутри фразы.

Для произнесения слова необходимо, чтобы представление о нем  через группу волокон, называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике поступило  в зону Брока, расположенную в  нижней лобной извилине. Следствием этого  является возникновение детальной  программы артикуляции, которая  реализуется благодаря активации  части моторной коры, управляющей  речевой мускулатурой. Экспрессивно-эмоциональное  окрашивание высказывания, как и  интонационное различение речи, требует  связи левой коры с ресурсами  правого полушария. Для осуществления  сложного законченного высказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторных действий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речевая информация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспечения целостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому, это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали — через таламо-кортикальные связи.

Из клинического опыта  известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают  при левосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в  пользу соответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд  фактов — отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части  лобных долей (лоботомии), восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. — явились  прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии  в различных участках коры, отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким  образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых структур, можно  говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного взаимодействия. При этом участие  одной из них в том или ином звене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которого осуществление  речевого акта невозможно, у взрослого  человека и является левополушарная кора.

Информация о работе Память