Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:07, шпаргалка
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Широкое внедрение педагогических технологий относится к началу 60-х годов и связано с реформированием образования в странах Америки и Европы. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя. Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:
- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
- обеспечение гарантированных
результатов обучения и
- возможность применения
По мнению В.П. Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя» [1, c.3].
Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует понятие «технология» как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [9, c.732]. Вместе с тем, в современной педагогической науке существует множество определений понятия «педагогическая технология», приведем некоторые из них:
Классификация педагогических технологий
В настоящее время существуют различные
подходы к классификации
И.П. Подласый устанавливает следующую иерархию технологий (И.П. Подласый, 2003):
Первый уровень: общепедагогический, к которому относятся технологии догматическая, отражающая идеалы, господствующие взгляды, средства своей эпохи; трудовая как мировое течение со своими подходами, теориями и концепциями, средствами достижения запланированного результата; социалистическая как ветвь мирового педагогического процесса, отразившая идеологию и возможности питавшего ее общественного строя и др.
Второй уровень: частно-методический (отраслевой уровень), включающий технологии трудового обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; эстетического воспитания и др.
Третий уровень: узконаправленный,
куда относятся авторские
В.П. Беспалько предлагает классификацию технологий (дидактических систем) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (Беспалько В.П., 1989):
Ф.Я. Савельев классифицирует педагогические технологии по следующим основаниям [23]:
Наиболее расширенную классификацию педагогических технологий представляет Г.К. Селевко (Селевко Г.К., 1998):
Г.Ю. Ксензова считает важным различать три основные группы педагогических технологий (Ксензова Г.Ю., 2000):
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Игровая деятельность
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преод
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.