Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В теории расписаны особенности формирования гендерной идентичности дошкольников и младших школьников. В экспериментальной части показаны количественные и качественные различия полоролевых стереотипов детей данного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7
1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7
1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11
1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26
2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26
2.2. Методики исследования………………………………………………………...27
2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Полоролевые стереотипы дошкольников и мсладших школьников.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………………….7

1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий…………….7

1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения…………………………………………………………………………………11

1.3. Становление полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте…………………………………………18

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………….26

2.1. Общая характеристика эмпирического исследования……………………….26

2.2. Методики исследования………………………………………………………...27

2.3. Результаты и их интерпретация…………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее дискуссионных проблем современной педагогики и психологии до настоящего времени остается проблема влияния пола человека на его психическое, социальное и личностное становление. Половая принадлежность и связанная с ней гендерная идентификация является одной из фундаментальных характеристик личности.  Исследованием половых стереотипов занимались И. Броверман, Дж. Макки и А. Шериффс, Дж. Уильямс, В. Г. Горчакова, А. Маслоу, Т. И. Юферева, И. С. Кон, Т. А. Арканцева и Е. М. Дубовская, В. Е. Каган и другие.

Дифференцированная социализация как процесс, в ходе которого дети усваивают социальные нормы, ценности и модели поведения, соответствующие традиционным гендерным ролям, начинается с раннего возраста. Закреплению полового типизированного поведения способствуют такие институты гендерной социализации, как семья, телевидение, школа.

Известно, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые вплетена полоролевая дифференциация. Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что процесс осознания своей половой принадлежности - единый биосоциальный процесс, соединяющий онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, В.С.Мухина, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина, А.Бандура, Дж.Уолтер, Дж.Мани и др.).

Актуальность исследования обусловлена значимостью пола и полоролевой идентичности в личностном становлении и развитии человека (развитие ориентаций, отношений, поведения), ведь полоролевое воспитание, в отличие от психосексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания. Оно включает в себя формирование у детей полоролевых представлений, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности (Л.А.Арутюнова, Н.К.Ледовских, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина и др.). Полоролевое воспитание в детском саду и семье обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяет сформировать адекватную полу модель поведения.

  «Первой задачей, которую, «входя» в социальный мир, должен решить ребенок,-это реконструировать социальный мир в своем субъективном пространстве посредством формирования соответствующей системы общепринятых значений» [23, с. 101].

Таким образом, актуально, на наш взгляд, выяснить, каковы на самом деле представления детей о ролях мужчины и женщины в современном обществе, насколько адекватно воспитание сегодняшнего дня формирует стереотипы поведения мужчины и женщины у подрастающего поколения.

Объектом исследования в нашей курсовой работе  являются полоролевые стереотипы.

Предмет исследования – особенности представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста о гендерных ролях и поведении.

Цель нашего исследования - выявить динамику полоролевых стереотипов дошкольников и младших школьников.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Раскрыть содержание понятий «гендерные стереотипы» и «гендерные роли»;
  2. Описать технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения;
  3. Рассмотреть становление гендерных стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей полоролевых стереотипов у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
  5. Обобщить результаты теоретического и эмпирического этапов исследования.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули предположение о том, что полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников имеют существенные отличия.

 

Методы исследования.

- анализ теоретических источников,

- констатирующий эксперимент,

- психодиагностика (в качестве конкретных психодиагностических методик использовались проективная методика «Динамический рисунок мальчика и девочки»; методика «Функционально-ролевая согласованность»; методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская),

- методы математической статистики φ - критерия Фишера.

Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, список использованных источников, заключение и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы; проанализирована степень её научной разработанности; представлены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; определены исследовательские методы, описана структура работы.

Первая глава «Динамика полоролевых стереотипов в детском возрасте» включает в себя три параграфа, в которых раскрывается содержание понятий «гендерные стереотипы» и «гендерные роли», рассматриваются основные технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения, выявляется динамика становления полоролевых стереотипов в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Во второй главе «Эмпирическое исследование особенностей полоролевых  стереотипов детей дошкольного и младшего школьного возраста» отражена общая логика экспериментальной работы, обоснован отбор методик исследования; представлены анализ и объяснение полученных результатов констатирующего эксперимента.

В заключении представлены общие выводы по курсовому исследованию.

В Приложении представлены сырые данные по методикам экспериментального исследования.

Список использованной литературы содержит 30 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Гендерные стереотипы и гендерные роли. Содержание понятий

 

В переводе с греческого стереотип – «твердый отпечаток» чего-либо. Традиционно под стереотипом  понимается как некое «клише», на основе которого происходит восприятие и оценка информации. С его помощью человек оценивает или действует автоматически, не задумываясь, упрощая и вытесняя неважные для субъекта стороны и характеристики воспринимаемой информации.

Существуют различные виды стереотипов, например, возрастные, социальные, этнические. Мы рассмотрим понятие «гендерный стереотип», который предполагает набор определенных качеств и характеристик для представителей мужского и женского пола. Следует отметить, что в настоящее время в науке принято разграничивать понятия «пол» и «гендер», определяя пол как биологическое различие между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [18, с. 216]. Гейл Рубин отмечает, что гендер – это не просто идентификация человека с полом: он предполагает, что сексуальное желание должно быть направлено на противоположный пол [2, с. 101].

Появление гендерных  стереотипов связано с тем, что  модель полового поведения исторически  складывалась так, что гендерные  различия располагались над индивидуальными, качественными различиями мужчины и женщины.

Гендерный стереотип  – «упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный образ мужчины  и женщины» [5, с. 188].

Понятие «гендерный стереотип» определяется как шаблонные житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола [2, с. 339].

Таким образом, существует множество трактовок рассматриваемого понятия, общим является то, что гендерный стереотип - это предписанное социумом поведение и образ мужчины и женщины.

И. С. Клецина выделяет три группы гендерных стереотипов. К первой группе относятся стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются конкретные социально-психологические качества и свойства личности, стиль поведения.

И. С. Кон выделяет три  разных значения понятий «маскулинность» и «фемининность».

  1. Маскулинность и фемининность как дескриптивные, описательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин и женщинам в отличие от мужчин.
  2. Маскулинность и фемининность как аскриптивные категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина, какие качества им приписывают.
  3. Маскулинность и фемининность как прескриптивные категории – системы предписаний, имеющих в виду не среднестатистических мужчин и женщин, а идеальных, «настоящих», некий нормативный эталон [11, с. 132].

Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которые они должны раскрывать. Эти понятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот.

Вторая группа гендерных стереотипов, на которую указывает И.С.Клецина, связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин основной ролью считается семейная, для мужчин – профессиональная, соответственно и оценка успешности личности связана с выполнением этой роли.

Третья группа гендерных стереотипов связана с половыми различиями в содержании труда. Как правило, женщине принадлежит экспрессивная (исполнительский и обслуживающий труд), а мужчине инструментальная сфера деятельности (творческий, руководящий, созидательный труд).

Содержание половых стереотипов составляет несколько групп поло маркированных качеств.

Качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.

Характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.

Качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.

Характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.

Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

Стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать [7].

Гендерный стереотип  влияет на формирование гендерной роли.

Гендерная роль - набор  ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин [1, с. 7].

Гендерная роль – социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов [18, с. 113].

Гендерные роли — это  роли, обусловленные дифференциацией  в обществе по признаку пола. Гендерная  роль — дифференциация статусов, прав и обязанностей индивидов по их половой принадлежности [5, с. 32]. Половая роль – представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных социальных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений [6, с. 75]. В общем смысле понятие «гендерные роли» можно определить как совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как типичные женские или мужские (полоролевые стереотипы) и желательные для женщин или мужчин (полоролевые нормы).

Таким образом, можно  сделать заключение о том, что гендерные стереотипы и стереотипы полоролевого поведения являются взаимодополняющими, так как гендерный стереотип предписывает именно поведенческий репертуар, присущий «настоящим» мужчинам и женщинам в соответствии с «их природой».

 

 

1.2. Технологии формирования гендерных стереотипов и полоролевого поведения

Ребенок очень рано осознает свою принадлежность к тому или иному полу, под влиянием спонтанного либо целенаправленного воспитания усваивает типичное для своего пола поведение. Осознание своей половой принадлежности носит название половой идентификации. Ребенок называет себя мальчиком или девочкой, протестует, если мальчика случайно назовут девочкой, и, наоборот, подражает поведению представителей своего пола, предпочитает общение с ними, выбирает традиционные для своего пола виды деятельности. По отношению к представителям другого пола постепенно возникает некоторая отчужденность, иногда враждебность или как минимум противопоставление.

Информация о работе Полоролевые стереотипы дошкольников и младших школьников