Понятие девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.

Содержание

Ведение
1. Девиации в структуре системы социальной работы
Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Основные причины и факторы девиантного поведения
2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы
Распространенные виды девиантного поведение в современном
казахстанском обществе.
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педогогика.docx

— 61.65 Кб (Скачать файл)

6. Потребности и эмоции относятся к:

а) экзопсихике;

б) эндопсихике;

в) инропситехике;

г) экстраверсии

16. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это :

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренностью

26. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

36. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется  обществом; биологические же особенности  человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами  и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

46. Сумма или совокупность психологических характеристик человека,   определяющих его место в группе, - это:

а) статус;

б) роль;

в) образ;

г) положение.

56. Обычно мало осознаются или совсем не осознаются:

а) действия;

б) навыки;

в) операции;

г) умения.

66. К принципам системы образования России не относится:

а) принцип автономности;

б) принцип адаптивности;

в) принцип демократизации;

г) принцип единства культурного  и образовательного пространства.

76. Целенаправленная деятельность по обучения, воспитанию и развитию         личности называется:

 а) образовательным  процессом;

б) воспитанием процессом;

в) развивающим процессом;

г) процессом самореализации

 

 

Содержание

Ведение

1. Девиации в структуре  системы социальной работы

Основные подходы к  объяснению девиантного поведения

Основные причины и  факторы девиантного поведения

2. Девиантное поведение молодежи как объект социальной работы

Распространенные виды девиантного поведение в современном

казахстанском обществе.

Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Социальный работник по самому содержанию своей деятельности имеет  дело с разными людьми, в том  числе с теми, чье поведение  не соответствует социальным нормам. Кроме того, многие социальные службы сориентированы на работу «групп социального  риска»: бомжами, лицами, страдающими  алкогольной или наркотической  зависимостью. Социальная работа с  людьми, чье поведение характеризуется  как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.

 

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

 

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных  вопросов, среди которых вопросы  о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В  стабильно функционирующем и  устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или  менее ясен. Социальная норма - это  необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий  роль инструмента социального регулирования  и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

 

Социальная норма находит  свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что  стало привычкой, прочно вошло в  быт, в образ жизни большинства  населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора»  общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

 

Но в реформируемом  обществе, где разрушены одни нормы  и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно  сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее - презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?». Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

 

Тема курсовой работы: Девиантное поведение молодёжи как объект социальной работы.

 

Цель курсовой работы: определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантной поведение и рассмотреть технологию социальной работы в прфилактике и коррекции девиантного поведения.

 

Актуальность курсовой работы: рассмотреть девиантное поведение молодёжи как социальную проблему и чтобы предотворить эту глобальную проблему мы предлагаем пути решения.

 

1 Девиации в структуре  системы социальной работы

 

 

1.1 Основные подходы к  объяснению девиантного поведения

 

 

Нормативные системы общества не являются застывши-ми, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяет-ся отношение к ним. Отклонение от нормы столь же есте-ственно, как и следование им. Полное принятие нормы вы-ражается в конформизме, отклонение от нормы -- в различ-ных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. - отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Гилинский Я.Н. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория// Социологические исследования, 1991, №4.С.74.

 

 

Социальные нормы выполняют  функции обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и функции стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы  в качестве образца поведения, создает  механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствущих санкций по линии общественного и государственного воздействия.

 

Социальные нормы исторически  обусловлены и подвижны. Но интенсивность  и характер их изменений в разных социальных условиях различны. В реформируемом  обществе, каковым является и современное  казахстанское общество, возникает  сложная ситуация, когда разрушаются  одни нормы и еще не созданы  другие, что само по себе чревато  ростом девиантных проявлений в самых различных формах. Во все време-на общество пыталось подавлять нежелательные формы че-ловеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

 

Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спар-ты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

 

Борьба с девиациями часто  перерождалась в борьбу с разнообразием  чувств, мыслей, поступков. Обычно она ока-зывается нерезультативной: через какое-то время отклоне-ния возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим обще-ство было не в силах.

 

В большинстве обществ  контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую -- одобряются. В зависимости от того, пози-тивным или негативным является отклонение, все формы де-виаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, тер-рористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.

 

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально  развивающихся обществах и в  обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10--15% общей  численности населения. Напротив, 70% на-селения страны составляют «твердые середняки» -- люди с несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса социального педагога.

 

Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, и преступное, когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичные отклонения - отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае давиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные отклонения - наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

 

Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:

 

а) отклонения, связанные  с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушение - это виновное поведение  дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».

 

б) отклонение в сфере общественной морали:

 

1. Пьянство и алкоголизм. Пьянство - злоупотребление алкоголем.  Алкоголизм (синдром алкогольной  зависимости) - заболевание, которое  развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической  и физической зависимости от  алкоголя и приводит к деградации  личности.

 

2. Наркомания (греч. nark - отклонение; mania - безумие). Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания - использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.

 

3. Проституция (лат. - выставлять публично) - вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии.

 

4. Бродяжничество - систематическое  перемещение лица в течение  длительного времени из одной  местности в другую в пределах  одной местности без постоянного  места жительства с существованием  на нетрудовые доходы.

 

5. Попрошайничество или нищенство - систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).

 

6. Самоубийство (суицид) - сознательное  и добровольное лишение себя  жизни, когда смерть выступает  как самоцель, а не средство  для достижения чего-либо другого  кроме нее самой.

 

Следует заметить, что это  не идеальная классификация, т.к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации - корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации - насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).

 

Иногда в особую категорию  выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction - пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения - уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет и т.д.)

 

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.

Информация о работе Понятие девиантного поведения