Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:08, курсовая работа
Цель работы: раскрытие сущности понятий нормы и патологии в развитии личности в психологии, анализ факторов нормального и аномального развития личности.
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические аспекты понятий «норма» и «патология», их взаимосвязь;
2. охарактеризовать понятия нормы и патологии в современной психологии;
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Челябинский
филиал
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПРОБЛЕМА
НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ В РАЗВИТИИ
ЛИЧНОСТИ
Хомутов Андрей
Александрович
старший преподаватель
Сергеева Н.А.
Оценка_____________________
Зав. кафедрой ______________
/Горшенина Е.И./
Челябинск
– 2011
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения развития личности в психологии 6
1.1 Понятие личности 6
1.2 Периодизация психического развития личности 10
1.3 Кризисные этапы в развитии личности 15
1.4 Понятие нормы и патологии в современной психологии 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 29
Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.
На
всех этапах общественного развития
люди пытались выявить причины такого
«не вкладывающегося в
Впервые
вопрос о норме возник в тех
областях психиатрии и психологии,
которые имели дело с так называемыми
пограничными явлениями, такими как
психопатии. Усилению интереса к проблеме
нормы и патологии
Важным
импульсом к развитию понятия
«норма» послужили социально-
Проблема
взаимосвязи наличия дефектов и
аномального развития изучается
в отдельной науке
Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения.
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».
Проблема
определения понятий «болезнь–
Определенно
можно сказать, что наличие дефекта
какой-либо функции еще не означает,
что человек будет иметь
Рассмотрение
проблемы соотнесения особенностей
«психологической нормы» и «психических
отклонений», довольно широко представленной
в современных научных и
Исходя из приведенных выше фактов, можно сделать вывод о том, что рассмотрение проблемы нормы и патологии в развитии личности является достаточно актуальным вопросом в современной психологии, требующим тщательного изучения.
Цель
работы: раскрытие сущности понятий
нормы и патологии в развитии
личности в психологии, анализ факторов
нормального и аномального
Задачи работы:
1. раскрыть теоретические
2. охарактеризовать понятия
Объект исследования: особенности развития личности.
Предмет
исследования: нормы и патологии
в развитии личности.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность
характеризуется уровнем
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В
биологической организации
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень
развития личности определяется характерными
для нее отношениями. Низкие уровни
развития личности характеризуются
тем, что ее отношения обусловлены
в основном утилитарными, меркантильными
интересами. Наиболее высокий уровень
развития личности характеризуется
преобладанием общественно
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Информация о работе Проблема нормы и патологии в развитии личности