Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста и пути его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:45, реферат

Краткое описание

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Содержание

1.Введение 2
2.Проблема исследования 2
3.Глава 1.Теоретические аспекты изучения воображения
1.1 Понятие о воображении 3
1.2 Виды и функции воображения 5
1.3 Механизм воображения и способы создания творческих образов 8
4.Глава 2. Особенности воображения у детей и пути его развития.
2.1 Особенности воображения у детей 10
2.2 Пути развития воображения у детей дошкольного возраста 12
2.3 Методические рекомендации по проведению развивающих игр 13
5.Выводы 15
6.Литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

Академия социального управления


 

 

 

 

 

Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста и пути его развития

 

 

Реферат по психологи

 

 

 

                                                                                             Выполнил: Титкина Т.Н.

                                                                                                    Руководитель: Дерябина В.В.

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Оглавление:

1.Введение                                                                                                                         2

2.Проблема исследования                                                                                             2

3.Глава 1.Теоретические аспекты  изучения воображения

   1.1 Понятие о воображении                                                                                        3                                                                                          

   1.2 Виды и функции воображения                                                                            5

   1.3 Механизм воображения и способы создания творческих образов          8

4.Глава 2. Особенности воображения  у детей и пути его развития.

   2.1 Особенности воображения  у детей                                                                  10

   2.2 Пути развития воображения  у детей дошкольного возраста                    12

   2.3 Методические рекомендации  по проведению развивающих игр          13

5.Выводы                                                                                                                          15

6.Литература                                                                                                                    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед  дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Все это требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

     Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

     Как показали исследования Л.С.Выгодского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в  ДОУ. 

Проблема исследования.

     Тема реферата выбрана мною не случайно. Слушая лекции по психологии и читая другую психологическую литературу, я поняла, что воображение – это такая психологическая функция, без которой ребенку будет невозможно усвоить какую- либо программу. Вместе с тем, этот психический процесс нуждается в особом развитии. Развитие детского воображения связывается с

2

периодом окончания раннего детства. В первой половине дошкольного периода (3 – 4года) у ребенка начинает развиваться репродуктивное воображение. Это как раз тот возраст, с которым я в данное время работаю.

     Психологами установлено, что с этого возраста и до 15 лет воображение развивается особенно интенсивно. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Поэтому, я надеюсь, что изучение данной темы поможет мне в работе по развитию воображения у дошкольников.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения воображения.

    1. Понятие о воображении.

     Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

     Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей  способности нашего мозга, психология  называет воображением. Обычно под  воображением имеется в виду  все то, что не реально, что  не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

3

     Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека и связано с психической деятельностью организма больше всех остальных психических процессов. Ученые, занимающиеся психологией, предполагают, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживает и стимулирует его в настоящее время.

     Воображение   - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение под - час определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, и разнообразным формам своей деятельности. Оно порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат.

     С.Л.Рубинштейн пишет, что воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. Е.И Игнатьев отмечает, что основной признак процесса воображения состоит в  переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления.

     Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

4

     Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим вниманием сознательно поставленнойцели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, когда требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

     Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации.

     Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

     О развитии детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

    1. Виды и функции воображения.

     По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов. Которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.

5

     В отличие  от пассивного воображения активное  воображение может быть воссоздающим. Воссоздающее воображение имеет  в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

     Воссоздающее воображение, а именно  в этой форме оно и возникает у ребенка в первой половине дошкольного детства, в своей основе имеет ассоциации случайного характера. Так, например, кубики, разложенные        Т – образно, дают основание ребенку вообразить, что это самолет.  Кубики расположенные в ряд друг за другом – дают основу для представления поезда. Недостающие детали, легко дополняются воображением, и вот ребенку кажется, что он летит на самолете или едет в поезде.

     Воссоздающее воображение в этом возрасте механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания сказок, рассказов, просмотра видео – и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа  восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.

     В старшем  дошкольном возрасте (5- 6 лет), когда  появляется произвольность в  запоминании, воображение из воссоздающего  превращается в творческое. Воображение  у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный целенаправленный характер. Особенно творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх.

     Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть

6

«безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.

     Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

     Воображение у дошкольников выполняет несколько функций: познавательно-интеллектуальную и аффектно-защитную.

     Познавательная функция позволяет ребенку лучше узнать окружающий

7

мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

     Аффектно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души от чрезмерных переживаний и травм. Игры для развития  воображения ребенка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это объясняется тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка конфликтного напряжения.

    1. Механизм воображения и способы создания творческих образов.

     Базой воображения всегда являются восприятия,  предоставляющие  материал, из которого будет строиться новое.  Затем  идет  процесс  переработки  этого материала – комбинирование и перекомбинирование.  Составными  частями  этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого  воображения  не  заканчивается.  Полный круг   будет   завершен   тогда,   когда   воображение   воплощается,    или кристаллизуется  во  внешних  образах.  Будучи  воплощено  во вне,   принявши материальное воплощение, это,  «кристаллизованное»  воображение,  сделавшись вещью, начинает реально существовать  в  мире  и  воздействовать  на  другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Информация о работе Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста и пути его развития