Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:44, научная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретический анализ проблемы суицидального поведения подростков
1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15
2 Профилактическая деятельность психолога по предотвращению суицидального поведения среди подростков
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19
2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......

Вложенные файлы: 1 файл

НИРС Зайцева нов.doc

— 6.54 Мб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 

Западно-Казахстанский  государственный университет им. М.Утемисова

 

 

 

 

 

 

Общественные  науки: психология

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

(НА ПРИМЕРЕ ЗКО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

1 Теоретический  анализ проблемы суицидального  поведения подростков

1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6

1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11

1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15

2 Профилактическая  деятельность психолога по предотвращению  суицидального поведения среди  подростков 

2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19

2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27

2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше. Суицид выходит на первое место по распространенности публикации материалов Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, свидетельствуют о том, что самоубийство в наши дни является одной из глобальных проблем всего человеческого сообщества и большим бременем для общества.

По данным Всемирной  организации здравоохранения,  Казахстан  занимает третье место по количеству суицидов в мире. За 9 месяцев 2010 года в стране зафиксировано 2359 самоубийств. Происходит увеличение количества суицидов среди подростков. Согласно официальным данным, только в 2009 году 260 подростков наложили на себя руки, а в 2010 году зарегистрировано 237 подобных случаев. Согласно статистистическим данным за 8 месяцев 2013 года в Западно-Казахстанской области совершили самоубийство 8 несовершеннолетних, а также 9 детей попытались покончить с жизнью. Наибольшее число попыток суицида приходится на подростков в возрасте 15 лет [1].

Исследования казахстанских и зарубежных психологов в области суицидального поведения подростков (У. Кожантаева, Р. И. Муханова,                    Л. Мафсон, А. Г. Амбрумова, В. Т. Кондрашенко, А. Е. Лычко, С. А. Кулаков, Е. Шер и др.) в ряду факторов, вызывающих девиантное поведение, называют, в первую очередь, семью. Но, кроме семейных проблем, важное место занимает и проблема взаимоотношений ребёнка в социуме. Это связано с тем, что  подростки имеют очень слабую психику, при этом у них идёт кризис подросткового возраста, дети становятся очень ранимыми, накладывается первая влюблённость и первая разлука с любимым.

Важность проблемы подростковой суицидальности как показателя психического здоровья всего населения, низкий уровень  организации психолого-педагогического  взаимодействия по позициям «семья – школа – социум», необходимость создания системы психологической профилактической и кризисной службы делает проблему психологической профилактики суицидального поведения среди подростков актуальной и значимой.

Цель исследования: изучение специфики суицидального поведения подростков с последующей разработкой комплекса мероприятий, направленных на коррекцию деструктивной личностной активности детей данной возрастной группы.

Обозначенная цель исследования реализуется в процессе решения  следующих задач:

1) рассмотреть социальные  и психологические основы суицидального  поведения подростков;

2) разработать программу психологических методов и приёмов, направленных на профилактику суицидального поведения в подростковой среде;

3) провести экспериментальное исследование по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди подростков;

4) дать рекомендации по психологической профилактике проявления суицидального поведения у подростков.

Объект исследования: склонность к суицидальному поведению подростков.

Предмет исследования: зависимость уровня психологической адаптации и склонности к суицидальному поведению у подростков.

Гипотезой исследования является предположение о повышении положительной мотивации и снижении деструктивной активности личности при условии комплексной деятельности психолога по предотвращению суицидального поведения у подростков.

Методологической  основой настоящего исследования послужили работы казахстанских и зарубежных исследователей Б. Н. Кылышбаевой,                             А. Г. Амбрумовой, Г. Банникова, В. Т. Кондрашенко,  К. Касенова, А. Е. Лычко, Е. Шер, Э. Дюркгейма и др. в области общей психологии, девиантологии, конфликтологии и суицидологии.

Методы исследования: описательный – в теоретической части работы; экспериментальный, диагностический (тестирование), графический – в практической части работы.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что предложенные диагностические и коррекционные методики могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов.

Экспериментальная база: учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов школы поселка Серебряково

Период проведения эксперимента: сентябрь 2013 г. – декабрь 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ 

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»

Понятие «суицид» в теории психологии и девиантологии взаимосвязано  с понятиями «социальная установка». Для профилактики суицидального  поведения важным представляется выяснение  специфики его социально-психологических основ, которые, в первую очередь, связаны с социальными установками.

Понятие «социальная  установка» используется для обозначения  односторонней психологической  связи человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевлёнными объектами и явлениями окружающей его действительности [2, 341].

Хотя в современной  социальной психологии существуют различные  определения социальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка - это состояние психологической готовности личности вести себя определённым образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом [3].

Основная функция установки - регуляция социального поведения  индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности. Социальная установка занимает значительное место в формировании суицидального поведения.

Рингель (1953) пришел к  важнейшему выводу, что всякому суицидальному  действию предшествует синдром, состоящий  из трёх компонентов:

1) инверсия агрессии (обращение на себя);

2) суицидальные фантазии;

3) сужение [3, 94].

Сужение, вызванное обидами, разочарованиями  и неудачами, означает регрессивную тенденцию развития (частичный возврат  на предыдущие стадии), в результате чего ограничиваются внутренние и внешние возможности развития, редуцируются межличностные отношения, искажается объективное восприятие. В основе регрессии лежит тяжелая невротизация в детстве с переживанием «незащищенности».

Огромное значение имеет то, как ребёнок переживает отношения с родителями, какие чувства значимых объектов интернализируются им, какие образы родителей продолжают существовать в его бессознательном, влияя на поведение личности на протяжении всей её жизни [4, 226].

Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например, депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.

А. Е. Личко  пишет: «Суицидальное поведение у подростков - это в основном проблема пограничной психиатрии, т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера» [5, 73]. По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии - 20 -  30 %,  а все остальные на так называемые подростковые кризы. В условиях предиспозиционной дезадаптации и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие действия, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности. Э. Шнейдман [6] предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента:

1) душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального;

2) состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности. В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А. Е. Личко [5, 78] отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения - с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) типами. Е. И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В. Т. Кондрашенко [7, 138], напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.

Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и характер суицидального  поведения, позволяет сделать вывод  о сложности, полиэтиологичности данного  явления. Тем не менее можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:                                  

1) предшествующие попытки суицида  (данного человека);

2) семейная история суицида; 

3) кризисная ситуация (неизлечимая  болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);

4) семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);

5) эмоциональные нарушения (прежде  всего депрессия);

6) психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);

7) социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях - «эффект Вертера»).

Итак, самоубийство, суицид (лат. «себя  убивать») - это умышленное, осознанное лишение себя жизни. Ситуации, когда  смерть причиняется лицом, которое  не может отдавать себе отчёта в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями  о лишении себя жизни. В структуре  рассматриваемого поведения выделяют:

1) собственно суицидальные действия;

2) суицидальные проявления (мысли,  намерения, чувства, высказывания, намеки). Таким образом, суицидальное поведение – понятие более широкое, чем суицид.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершённый суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершённый суицид - действия, завершённые летальным исходом. Суицидальные проявления включают:

1) пассивные суицидальные мысли (представления, переживания);

2) суицидальные замыслы;

3) суицидальные намерения. 

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые [7], [8]. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетённое настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причём окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с  желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Информация о работе Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков