Психология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:26, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические модели:
*психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
*социолого-ориентированные (объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЯ. ЧАСТЬ 1

 

  1. Определение и теоретические модели социальной работы.

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Теоретические модели:

*психолого-ориентированные  (причины трудной жизненной ситуации  в психике человека, поэтому помощь  должна иметь психолого-педагогическую  окраску; возможность регулирования  ресурсов, имеющихся у человека);

*социолого-ориентированные  (объект социальной работы —  система общественных отношений,  порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

*комплексно-ориентированные  (ориентируются на целостное видение  проблемы защиты жизненных сил  человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев)

2. Психосоциальный подход  в социальной работе.

Социально-психологическая  направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове­нию психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных  психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента  в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя  реальность, чтобы понять целостность  «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

Цель психосоциального подхода 

 — поддерживать равновесие  между внутренней психической  жизнью человека и межсистемными  отношениями, влияющими на его  жизнедеятельность. При психосоциальном  подходе оптимистически рассматриваются  возможности человека, высоко оцениваются  потенциал личности и ее способности  к росту и развитию при наличии  соответствующих Условий, ресурсов  и помощи. Суть помощи — эффективное  участие в решении психологических,  межличностных и социальных Проблем  «личности в ситуации». 

В отечественной методологии  и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального  прослеживается на всех уровнях —  в формулировках целей и задач  социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных  образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен  и в нормативных документах о  деятельности социальных служб и  должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как 

· оказание гражданам квалифицированной  социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;

· помощь клиентам в конфликтных  и психотравмирующих ситуациях;

*расширение у клиентов  диапазона социально и личностно  приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;

· помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и фи­зических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

· стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

3.Практическая деятельность психолога в социальной работе.

Связь социальной работы и  социальной психологии проявляется  в психосоциальной работе.

Психосоциальная работа это  такое направление социальной работы, предметом которой является психическое  состояние человека (группы, общины), погруженного в трудную жизненную  ситуацию. Цель психосоциальной работы - поиск и актуализация внутренних (психических) ресурсов личности для достижения ею состояния продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.

Объект психосоциальной  работы как составной части социальной работы - трудная жизненная ситуация, которая возникает у различных  категорий людей: инвалидов, безработных, пожилых, многодетных, одиноких, больных, малоимущих, переживших техногенные  или социогенные экстремальные ситуации, военные конфликты и т.д. Социально-психологическая дезадаптация как составная часть трудной жизненной ситуации и является объектом психосоциальной работы в системе социальной работы.

 

4.Место психологии в системе наук. Дифференциация и интеграция отраслей современной психологии.

Современная психология находится  в ряду наук, занимая промежуточное  положение между философскими науками, с одной стороны, естественными  – с другой, социальными –  с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что  философия и ее составная часть  – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к  окружающему миру и трактует психику  как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика  А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все  данные этих наук и в свою очередь  влияет на них, становясь общей моделью  человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

5.Предмет и задачи психологии.

Предмет психологии – это  конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических  явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как  регулируются действия человека, как  развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного  определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или  иных знаний, навыков и умений. Выявляя  закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного  процесса.

Широкий спектр задач, решением которых  заняты психологи, обусловливает, с  одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки  специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той  или иной сфере общества.

6. Основополагающие принципы  психологии: детерминизма, единства  сознания и деятельности (поведения), развития, личностного подхода.

принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом  исследовании это значит, что психика  обусловлена образом жизни и  изменяется с изменением внешних  условий существования;

принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

принцип развития Психика  может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается  в непрерывном развитии как процесс  и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его  особенностей в данный момент, историю  возникновения и формирования и  перспективы развития.

Личностного подхода принцип  – один из методологических принципов  психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать  не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями.

7. Генезис психологического  знания и основные этапы развития.

Генезис психологический  – (греч. genesis – происхождение) термин, имеющий два значения: а) происхождение и развитие психики, б) происхождение и развитие любого конкретного психического явления (К.К. Платонов).

Основные этапы развития психологии

1 этап:

^ Психология как наука 

 Сам термин «Психология» (псюхе – душа, логос – наука) появилось более 2000 лет тому назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в  ХУ1 в.

Первоначально термин «психология» относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений.

2 этап:

^ Психология как наука  о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод – наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап: 

^ Психология как наука  о поведении. Начинается с ХХ в. Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки не учитывались

4 этап:

Современный этап развития психологии: изучение факторов, закономерностей  и механизмов психики. Начинается со второй половины ХХ века

8. Психология как наука  о душе.

Учение о душе (др.-греч. ψυχή) складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей её существования.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны  с учениями Платона (427—347 года до нашей  эры) и Аристотеля (384—322 года до нашей  эры). Платон провёл границу между  материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души —  обладают частью универсального духовного  опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской  теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение  собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического  тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение  противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении  их при смерти. Но оба учения едины  в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о  трёх типах души — растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени  жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора.

Ученик Платона, последователь  Аристотеля Теофраст (372—287 года до нашей  эры) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии  в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги.

Информация о работе Психология в социальной работе