Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:57, реферат
Важной задачей психологии управления является глубокое изучение структуры и механизмов управленческой деятельности. Структурно-управленческая деятельность включает: анализ и оценку объектов управления, проблемных ситуаций, принятие управленческих решений, организацию и реализацию принятого решения. В общей структуре управленческой деятельности велика роль «целеполагающих», мотивационно-установочных, эмоционально-волевых и других личностных факторов.
Психология управления - междисциплинарное направление в психологии, органически связанное с психологией труда, социальной психологией, социологией труда, теорией управления. Предметом психологии управления можно назвать психологические закономерности управленческой деятельности. Отличительной особенностью предмета психологии управления от других психологических дисциплин является указание на изучение психологических закономерностей деятельности лиц, наделенных властными полномочиями и реализующих основные функции управления, а также феноменология, связанная с осуществлением управления в сложноорганизованных открытых системах.
Таким образом, к числу
отличительных особенностей предмета
психологии управления можно отнести:
коллективный субъект управленческой
деятельности, управленческое взаимодействие,
стили управленческой деятельности,
управленческая концепция руководителя,
алгоритмы реализации основных функций
управления и лежащие в их основе
циклы переработки информации (управленческие
решения), процесс становления
Важной задачей психологии управления является глубокое изучение структуры и механизмов управленческой деятельности. Структурно-управленческая деятельность включает: анализ и оценку объектов управления, проблемных ситуаций, принятие управленческих решений, организацию и реализацию принятого решения. В общей структуре управленческой деятельности велика роль «целеполагающих», мотивационно-установочных, эмоционально-волевых и других личностных факторов.
Центральным звеном управленческой деятельности является решение управленческих задач. Управленческие решения в целом характеризуют следующие особенности: сложное соотношение стратегического, достаточно стабильною решения с вариативными частными решениями, связанными с изменениями оперативной обстановки; иерархическая процедура принятия решения с определенной степенью самостоятельности на каждом уровне; конфликтный, но, разумеется, неантагонистический характер процесса подготовки решения, отражающий «борьбу» мотивов, альтернатив, сочетание коллективной выработки и единоличного принятия решения при высоком уровне ответственности и др.
Важной проблемой психологии руководства является анализ личности руководителя. Очевидно, серьезной проблемой является выявление профессионально важных качеств руководителя и соответствующих критериев.
Можно выделить три уровня структуры личности: психофизиологический, включающий в основном первичные познавательные, информационные процессы с их параметрами; собственно психологический, включающий особенности темперамента и характера человека, его интеллектуальную сферу, эмоционально-волевую сферу, специфические личные свойства - профессиональные, организаторские, психолого-педагогические; высший социальный уровень, включающий мировоззренческие, политические и нравственные качества руководителя. В соответствии с мнением Кабаченко Татьяны Сергеевны, доктора психологических наук, которая занимается проблемами развития психологии управления, «на настоящем этапе развития психология управления еще не преодолела своей методологической эклектичности, связанной с ее полидисциплинарным происхождением».
В то же время, метод науки психология управления, среди которых - наблюдение, опрос, анализ документов, естественный эксперимент, трудовой метод (самонаблюдение профессионалов), позволяют называть данное направление исследований именно наукой.
Практическая реализация
разработок в области психологии
управления осуществляется в форме
создания диагностического инструментария,
разработки активных методов подготовки
руководителей, управленческого
К проблемам психологии труда, которая возникла первой, относят: проектирование рабочих задач и привлечение работников к деятельности; создание комфортной рабочей среды; психологические факторы удовлетворения человека работой; психологические проблемы безработицы, самочувствия человека, и его психическое здоровье и тому подобное.
Психология персонала предметом своего анализа считает проблемы, связанные с взаимосвязями персонала и организации (оценивание способностей и возможностей, выполнение профессиональных функций, учебы персонала, удовлетворения, и реализация потребностей, развитие профессиональной карьеры, но др.). Собственно организационная психология концентрирует внимание на проблемах, связанных с анализом коллективного поведения людей; с общением и особенностями его проявления; принятием решений; решением проблем конфликтного взаимодействия и д.р.
Невзирая на определенные
отличия и особенности
В становлении и развитии зарубежной психологии труда и организационной психологии выделяют такие этапы (Н. Носов):
1. Этап научной организации
труда (1900--1930). Предметом организации
является рабочее место, а
2. Этап человеческих отношений
(1930--1960). Предметом организации
3. Индивидуально психологический этап (1970-1980). Предметом организации являются целые производства, а базовой психологической моделью - теории личности.
4. Трансперсональный этап (1980-1990). Предметом организации является среда, а базовой психологической моделью теории развития и трансцендентальных реальностей.
5. Информационный этап (начиная с 2000 г.). Предмет организации - принципы функционирования среды, базовая психологическая модель - теория фазовых состояний человека.
В целом современное состояние
развития психологии управления на Западе
характеризуется
Важную роль в современном развитии психологии управления и организационной психологии в Западной Европе и США играют профессиональные объединения. В частности, идет речь о Европейской сети из организационной психологии и психологии труда (координационный офис в Париже), которая была создана в 1980 г. и объединяет ведущих специалистов европейских университетов и научных учреждений. В пределах сети проводятся конференции, семинары, обмен преподавателями и студентами и тому подобное. В начале 90-х годов XX ст. была разработана ориентировочная модель подготовки специалистов в отрасли психологии труда и организационной психологии. Цель модели - координация усилий и выработка единственных подходов относительно подготовки таких специалистов.
Не менее важную роль в
координации развития психологии труда
и организационной психологии играет
Европейская ассоциация психологии
труда и организационной
Следовательно, организационная психология и психология труда на Западе развивается в двух основных направлениях: научная психология (ее задача заключается в проведении научных исследований, в установлении определенных закономерностей в деятельности организации) и практическая психология (использование результатов и принципов, разработанных академическими психологами, для решения таких практических заданий в организации: изучение мнений работников организации, разрабатывания программы учебы работников, разрабатывания системы отбора кадров, и тому подобное).
Отечественная психология управления длительное время функционировала как неотъемлемая часть психологической и управленческой науки прежнего СССР. В ее становлении и развитии выделяют такие этапы (Л. Карамушка, Л. Орбанлембрик):
- зарождение и развитие психологии труда и психологии управления (20-30-ые годы XX ст.);
- стагнация психологии труда и психологии управления (вторая половина 30--50-ые годы XX ст.);
-возрождения психологии труда и психологии управления и их развитие на основе социалистической ориентации (вторая половина 50-х - конец 90-х годов XX ст.);
Интенсивное развитие в конце XIX - в начале XX ст. психологии, социологии, теории управления, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии, обусловили необходимость оформления ее как самостоятельной научной дисциплины в нашей страны.
Термин «психология управления»
В многочисленных работах по научной организации труда (труды А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20-30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологию управления выделить в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного присоединения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.
Теория и практика управления в получила стимул для самостоятельного развития в середине 60-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов изучения в психологии управления они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям - в недрах психологии и в смежных отраслях знания.
Психология управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:
· потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;
· потребности развития психологической науки. Когда психология перешла от феноменального описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психических, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека.
Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет двумя взаимозависимых направлениями - в недрах психологии и в смежных отраслях знания.
На рубеже ХХ и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий. Именно в этот период появилось множество книг с психолого-управленческой проблематикой. Для пройденного периода характерный ряд черт: