Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 01:32, реферат
В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.
Введение………………………….……………………………………………………...стр.3
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5
Дидактические игры…………………………………………………………..…….......стр.9
Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………….…....стр.10
Театральные игры……………………………………………………………………...стр.12
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе…………………….стр.16
Условия эффективности игры как воспитательного средства……………………...стр.18
Заключение……………………………………………………………………….........стр.19
Ссылки………………………………………………………………………...………..стр.20
Литература…………………………………………………
Московский Авиационный Институт
(Государственный Технический Университет)
Филиал Восход
Кафедра СЭиГН
Преподаватель:________Бабийчук И. А.
«_» _____2011 г.
Реферат
на тему: «Роль игры в воспитании»
по дисплине: психология и педагогика
Выполнила ст. гр. ДВМ3-62:_______Городник М.А.
«_»_____2011 г.
Байконур, 2011г.
Содержание
Введение………………………….……………………………
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5
Дидактические игры…………………………………………………………..……
Сюжетно-ролевые игры…………………………
Театральные игры……………………………………………………………………
Роль игры в воспитании
положительного отношения к школе…………………….стр.
Условия эффективности игры
как воспитательного средства……
Заключение……………………………………………………
Ссылки………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение А………………………………………………
Приложение Б………………………………………………
Приложение В………………………………………………
Приложение Г………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В системе воспитательных
средств игра занимает явно не равноценное
по сравнению с другими
Однако в первые полтора-два
года жизни не игра является основным
видом деятельности, а деятельность
познавательная (интеллектуальный труд)
и деятельность учения. Он в это
время учится многому: распознавать,
передвигаться, общаться и в том
числе играть. А после поступления
в школу играть ребенку становится
некогда, да и интересы постепенно смещаются
в сферу организованного
Для игры же важнейшее средство
воспитания выступает непродолжительный
период детства, всего четыре-пять лет,
когда от ее разнообразия, содержания,
эмоциональной и
Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого».
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Однако, в данной моей работе я постараюсь как можно шире раскрыть понятие игры в воспитательном процессе.
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение
его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный
момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого,
кого он может воспитывать?
МАКАРЕНКО Антон Семенович
Играть дети начинают очень рано – фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры – «это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга».1
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей – поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов – игрушек). В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуя координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.
На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом:
Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:
По мере взросления, накопления
сведений о предметах и явлениях,
развития чувств и физических возможностей
ребенка усложняются и детские
игры. Продолжением и развитие игр-забав,
по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения.
Они действуют не только на внешние
чувства, но и на память, мышление, вызывают
более сложные по сравнению с
забавами переживания. Рассматривание
картинок с изображением предметов,
манипуляции с игрушками-
Разделение игр-развлечений П. Ф. Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:
Педагогические условия положительного воспитательного влияний развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако, учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о представлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.
С полутора-двух лет важным
развлечением для детей становится
слушание сказок, историй, изложения
событий и происшествий. Сначала,
это рассказывание кратких
Для детей от 2 до 6 лет характерны символические игры.2 В такого рода игры могут также играть дети как и более раннего, так и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактическая коррекция и направление деятельности равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.
Необходимость освоения системы
человеческих отношений и стремление
к участию в этих отношениях –
отношениях взрослых – приводят растущего
ребенка к использованию игр
со все большим психическим
По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.
Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.
Обеспечение многообразия впечатлений,
представлений и знаний о мире
и разносторонности их использования
в игре важно и в плане актуализации
тех знаний и способов деятельности
по их использованию, где ребенку
сопутствует наибольший успех и
к которым соответственно развивается
наибольший интерес. Проявление и развитие
индивидуальности облегчается многообразием
игр: «опробывание» себя в различных
видах игровой деятельности, в
различных ролях позволяет
Многие исследователи
выделяют и такой вид детских
игр, как строительно-
Побуждение детей к
играм, предоставление материала для
строительства и