Роль игры в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 01:32, реферат

Краткое описание

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………………...стр.3
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5
Дидактические игры…………………………………………………………..…….......стр.9
Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………….…....стр.10
Театральные игры……………………………………………………………………...стр.12
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе…………………….стр.16
Условия эффективности игры как воспитательного средства……………………...стр.18
Заключение……………………………………………………………………….........стр.19
Ссылки………………………………………………………………………...………..стр.20
Литература…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии и педагогике на тему роль игры в воспитании.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

   Московский Авиационный  Институт

(Государственный Технический  Университет)

Филиал Восход

 

Кафедра СЭиГН                                                                «Утверждаю»

Преподаватель:________Бабийчук И. А.

«_» _____2011 г.

 

 

Реферат

на тему: «Роль игры в воспитании»

по дисплине: психология и педагогика

 

 

 

Выполнила ст. гр. ДВМ3-62:_______Городник М.А.

«_»_____2011 г.

 

 

 

Байконур, 2011г.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………………...стр.3

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5

Дидактические игры…………………………………………………………..…….......стр.9

Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………….…....стр.10

Театральные игры……………………………………………………………………...стр.12

Роль игры в воспитании положительного отношения к школе…………………….стр.16

Условия эффективности игры как воспитательного средства……………………...стр.18

Заключение……………………………………………………………………….........стр.19

Ссылки………………………………………………………………………...………..стр.20

Литература………………………………………………………………………........стр.21

 

Приложение А………………………………………………………………….…….стр.22

 

Приложение Б………………………………………………………………………...стр.24

 

Приложение В………………………………………………………………………..стр.26

 

Приложение Г………………………………………………………………………...стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное  по сравнению с другими воспитательными  средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни  индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и  после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок  начинает очень рано, когда ему  месяц-полтора, и продолжает потом  играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два  года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это  время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том  числе играть. А после поступления  в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются  в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный  период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят  результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх  ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы  действий, но и экспериментирует, приспосабливает  предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся  воображением. Это же характерно и  для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями  о добре и справедливости. Через  себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в  освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических новообразования  дошкольного возраста, формирующихся  в игре, - ориентация на позицию другого  человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что  это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого».

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими  средствами воспитания. Однако, в данной моей работе я постараюсь как можно шире раскрыть понятие игры в воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка

 

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение

 его  воспитывало, и всегда должен  знать чего он хочет в данный

 момент  и чего он не хочет. Если  воспитатель не знает этого,

 кого  он может воспитывать?

МАКАРЕНКО Антон Семенович

 

Играть дети начинают очень  рано – фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена  в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры – «это был  обширный, особенный и вполне самостоятельный  мир. Он пронизал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга».1

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф. Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей – поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов – игрушек). В этих играх, которые Ж. Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуя координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой  деятельности ребенок главным образом  воспринимает воздействия, поскольку  сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его  органы соответствующим образом:

  • мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух;
  • его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен;
  • укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п.

Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния  игр-забав на развитие ребенка:

    1. определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);
    2. строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное воздействие на еще слабую психику ребенка;
    3. обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские  игры. Продолжением и развитие игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние  чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с  забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают  мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений  П. Ф. Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее  время:

    • развлечения, развивающие прежде всего память (рассматривание картинок с изображением  известных предметов, букв, цифр);
    • развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);
    • развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).

Педагогические условия  положительного воспитательного влияний  развлечений те же, что и для  забав: регулярность,  рациональное дозирование силы и продолжительности  воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако, учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о представлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения  событий и происшествий.  Сначала, это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку  персонажах и предметах, а затем  и более длинных и сложных  по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое  в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному  обогащению.

Для детей от 2 до 6 лет  характерны символические игры.2 В такого рода игры могут также играть дети как и более раннего, так и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактическая коррекция и направление деятельности равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы  человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях –  отношениях взрослых – приводят растущего  ребенка к использованию игр  со все большим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризируются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действием и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.д.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые  требуют от ребенка значительно  больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них  систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских  ролевых и сюжетно-ролевых игр  зависит от обогащения детских представлений  об окружающем мире, от знаний о растениях  и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских  наблюдений, а затем ненавязчиво  помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования  в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку  сопутствует наибольший успех и  к которым соответственно развивается  наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием  игр: «опробывание» себя в различных  видах игровой деятельности, в  различных ролях позволяет ребенку  найти то, что наиболее ему интересно  и посильно.

Многие исследователи  выделяют и такой вид детских  игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанная формируемая взрослым атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития «женских» и «мужских» игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчества развивающейся личности.

Побуждение детей к  играм, предоставление материала для  строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности – вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

Информация о работе Роль игры в воспитании