Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6 Психологические особенности младших школьников…………...6 1.2 Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19 2.1 Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………..19 2.2 Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6
Психологические особенности
младших школьников…………...6
1.2 Объем психологических знаний,
необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ
ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19
2.1 Система занятий по
психологии с детьми младшего
школьного возраста………………………………………………………………………..19
2.2 Методические средства и
приемы преподавания психологии, приемлемые
для младшего школьного возраста………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Активные методы в работе школьного
психолога, их научно-методическая разработка
и профессиональное приложение, пожалуй,
наиболее сложный и, несомненно, разработанный
вопрос во всей детской практической психологии.
Поскольку, речь идет о проблеме психологического
исследования или психологического обследования
– это метод большего или меньшего вмешательства
во внутренний мир ребенка. Психолог, каким
бы методом он не пользовался, обязательно
оставляет след в той группе или личности,
с которыми он работал.
Активные методы предполагают
не только серьезную разработку психологического
содержания работы с детьми разного возраста,
но и глубокой обоснование формы ее существования.
Проблема развития личности
младшего школьного возраста издавна
привлекала внимание философов, психологов,
педагогов от Сократа до наших дней (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
В.В. Давыдов, Д.Н. Богоявленская, Г.И. Щукина,
А.Н. Поддьяков и др.). Выполнено немало
работ, посвященных изучению возникновения,
развития познавательной активности у
детей первых лет жизни (Л.И. Божович, Л.А.
Венгер, Н.Н. Поддьяков и др.). В дошкольной
и школьной педагогике изучены различные
формы познавательной активности: любознательность
(Д.Н. Годовикова, К.М. Рамонова, А.И. Сорокина
и др.), познавательные интересы (Л.Ф. Захаревич,
П.Г. Сирбиладзе, Т.А. Куликова и др.).
Развитие психологической службы
системы образования закономерно повлекло
за собой непосредственное включение
психолога в учебный процесс. На сегодняшний
день проведение уроков психологии является
важным аспектом работы школьного психолога.
Однако сама эта работа протекает по преимуществу
стихийно в силу отсутствия единства позиций,
точек зрения на цели, задачи и средства
преподавания психологии в школе.
Психологию как учебный предмет
можно преподавать не только в старших
классах, но и в начальной школе, где она
может по праву встать в один ряд с изучением
родного языка и математики. Всегда можно
найти доступный для ребенка уровень объяснения
психологических явлений, подобно тому
как взрослый считает возможным давать
младшему школьнику основы научных знаний
о живой природе, об окружающем мире.
Актуальность выбранной темы
обусловлена следующим. Обучение ребенка
в начальной школе – первая и очень значительная
ступень в его школьной жизни. От степени
освоения им новой – учебной – деятельности,
приобретения умения учиться во многом
зависит дальнейшее обучение ребенка,
развитие его как субъекта учебного процесса
и формирование его отношения к школе.
К сожалению, не всегда опыт
учебной деятельности на этом этапе способствует
позитивному восприятию ребенком установок
и правил школьной жизни. Нереализованные
ожидания, связанные с учебой, трудности
общения с учителем или сверстниками,
нарастание волевого и нервного напряжения
в ходе обучения – эти и многие другие
факторы, к которым в начальной школе ребенок
оказывается не вполне готов, могут способствовать
формированию у него повышенной тревожности
и негативных установок к школьному обучению.
Особенно трудно приходится
детям, чье психическое развитие в силу
различных причин отстает от нормы. Необходима
система профилактических психолого-педагогических
мер по предотвращению школьной дезадаптации
и подготовке младших школьников к переходу
в основную школу.
Объект исследования – занятия
по психологии в начальной школе.
Предметом выступают методические
особенности проведения занятий по психологии
с младшими школьниками.
Цель курсовой работы – рассмотреть
методику проведения занятий по психологии
с детьми младшего школьного возраста.
Задачами исследования выступают
следующие:
Раскрыть особенности психологического
развития детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть объем психологических
знаний, необходимых для младшего школьника.
Разработать и обосновать систему развивающих занятий по психологии для учащихся 3-го и 4-го классов начальной
школы.
Дать характеристику методическим
средствам и приемам проведения занятий по психологии,
приемлемых для детей младшего школьного
возраста.
Гипотеза курсовой работы состоит
в том, что: занятия по психологии являются
одним из способов развития познавательного
и личностного потенциала учащихся начальной
школы, а также условием успешной адаптации
детей при поступлении в первый класс;
их использование требует знания соответствующей
методики проведения.
Методы исследования: междисциплинарный
теоретический анализ; формирующий эксперимент
(составление курса развивающих занятий
по психологии).
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологические
особенности младших школьников
Младший школьный возраст –
от 7 до 11 лет – называют вершиной детства.
Начинается он кризисом 7 лет. Может начаться
в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
Открытие значения новой социальной позиции
– позиции школьника, связанной с выполнением
высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Формирование соответствующей внутренней
позиции коренным образом меняет его самосознание [18, с.214].
Как считает Л.И. Божович – это
период рождения социального «Я» ребенка.
Изменение самосознания приводит к переоценке
ценностей. Происходят глубокие изменения
в плане переживаний – устойчивые аффективные
комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский
называет обобщением переживаний [7, с.130].
В исследованиях Л.И. Божович,
Д.В. Эльконина, Н.Г. Салминой, Н.И. Гуткиной
описаны основные показатели готовности
ребенка к школе: сформированность его
внутренней позиции, семиотической функции,
произвольности, умение ориентироваться
на систему правил и др. Готовность к школьному
обучению означает сформированность отношения
к школе, учению, познанию как к радости
открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых.
Это готовность к новым обязанностям,
ответственности перед школой, учителем,
классом. Ожидание нового, интерес к нему
лежит в основе учебной мотивации младшего
школьника. Именно на интересе как эмоциональном
переживании познавательной потребности
базируется внутренняя мотивация учебной
деятельности, когда познавательная потребность
младшего школьника «встречается» с отвечающим
этой потребности содержанием обучения.
Новообразование – произвольность
и осознанность психических процессов
и их интеллектуализация.
Г.М. Бреслав выделяет следующие
условия формирования личности младшего
школьника:
– учитель – эталон, образец
для подражания;
– субъективные условия – личностные
особенности младшего школьника (повышенная
внушаемость, высокая подражательность,
повышенная эмоциональность и реактивность);
– сверстники (значимость этого
условия возрастает в конце младшего школьного
возраста, когда сверстники становятся
эталоном в поведении);
– семья (воздействует, прежде
всего, на формирование характера младшего
школьника) [9, с.61] .
В младшем школьном возрасте
активно развивается мотивационная сфера,
появляются потребности, связанные с учебной
деятельностью: потребность точно выполнить
требования учителя, потребность в высокой
отметке, в одобрении успехов со стороны
взрослых, потребность быть лучшим учеником,
потребность в общении со сверстниками.
Ведущими в этом возрасте являются познавательные
потребности [1, с.98].
В этот период происходит насыщение
мотивов поведения и деятельности новым
социальным содержанием, происходит перестройка
мотивационно-потребностной сферы, что
качественно меняет содержание притязания
на признание. Особую значимость приобретает
стремление к самоутверждению и притязание
на признание со стороны учителей, родителей
и сверстников, в первую очередь в связи
с учебной деятельностью, ее успешностью [7, с.132]. Таким образом, учебная деятельность
становится во главу угла в притязаниях
младшего школьника, обусловливая характер
отношений ребенка со взрослыми и сверстниками
(В.С. Мухина).
Центральное психологическое
новообразование младшего школьного возраста
– ориентация на группу сверстников (И.В.
Дубровина). В этом возрасте переплетены
отношения возрастной приязни к сверстнику
и отношения соперничества: с одной стороны,
ребенок хочет «быть как все», с другой
– «быть лучше, чем все» [18, с.215].
Стремление «быть лучше, чем
все» проявляется в готовности быстрее
и лучше выполнить задание, правильно
решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок,
таким образом, стремится утвердить себя
среди сверстников.
Огромное значение для развития
личности младшего школьника приобретают
мотивы установления и сохранения положительных
взаимоотношений со сверстниками [29, с.54].
О возрастающей роли сверстников
к концу младшего школьного возраста свидетельствует
и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно
острее переживают замечания, полученные
в присутствии одноклассников. Неудовлетворительное
положение в группе сверстников переживается
детьми очень остро и нередко является
причиной неадекватных аффективных реакций [1, с.99].
В целом, мотивация развивается
в направлении осознанности, приобретает
произвольный характер. Учебная деятельность
требует от детей ответственности и способствует
ее формированию как черты личности. Ответственность
как способность понимать соответствие
результатов своих действий необходимым
целям, нормативам, по словам В.С. Мухиной,
должна занимать самое высшее положение
в иерархии всех мотивов школьника.
В возрасте 6-7 – 10-11 лет интенсивно
развивается самосознание: ребенок начинает
понимать, что он представляет собой индивидуальность,
которая подвергается социальным воздействиям:
он обязан учиться и в процессе учения
изменять себя, присваивая коллективные
знаки (речь, цифры и пр.), коллективные
понятия, знания, идеи, которые существуют
в обществе, систему социальных ожиданий
в отношении поведения и ценностных ориентаций;
в то же время ребенок переживает свою
уникальность, свою самость, стремится
утвердить себя среди взрослых и сверстников [9, с.63].
В младшем школьном возрасте
происходит переход от конкретно-ситуативной
к обобщенной самооценке.
В этом возрасте развивается
самопознание и личностная рефлексия
как способность самостоятельно установить
границы своих возможностей («могу или
не могу решить эту задачу?», «чего мне
не хватает для ее решения?») (И.В. Шаповаленко).
Рефлексия проявляется в возможности
выделять особенности собственных действий
и делать их предметом анализа. Очень важно,
чтобы ребенок знал, что он может и умеет
делать, в том числе, лучше всех. Способность
делать что-то лучше всех, по мнению И.В.
Дубровиной, принципиально важна для младших
школьников для развития у них чувства
собственной умелости, компетентности,
полноценности [13, с.76].
Таким образом, рассматривали
развитие ребенка в младшем школьном возрасте
как российские (В.С. Мухина, Г.С. Абрамова,
В.В. Давыдов и др.), так и белорусские исследователи
(Н.И. Гуткина, А.В. Захарова, С.С. Кашлев
и др.). Младший школьник открывает значение
новой социальной позиции – позиции школьника.
Начавшаяся дифференциация внешней и
внутренней жизни ребенка связана с изменением
структуры его поведения (появляется смысловая
ориентировочная основа поступка). К условиям
формирования личности младшего школьника
относятся: учитель, сверстники, семья,
личностные особенности младшего школьника.
В учебной деятельности у школьника складываются
представления о себе, самооценка, формируются
навыки самоконтроля и саморегуляции.
Рассмотрим также особенности
развития эмоционально-волевой сферы
ребенка младшего школьного возраста.
Значительные перемены, вызванные
ходом общего развития младшего школьника,
изменения его образа жизни, некоторых
целей, возникающих перед ним, приводят
к тому, что становится иной его эмоциональная
жизнь. Появляются новые переживания,
возникают новые, привлекающие к себе
задачи и цели, рождается новое, эмоциональное
отношение к ряду явлений и сторон действительности,
которые оставляли дошкольника совершенно
безразличным.
Безусловно, имеются серьезные
различия в психическом облике школьника
I и школьника IV класса. Поэтому суммарная
характеристика эмоциональной жизни за
весь период младшего школьного возраста
может показаться несколько общей. Однако
при наличии различий между первоклассником
и учеником IV класса можно с достаточной
отчетливостью увидеть то, что в целом
является характерным для эмоциональной
жизни именно ребенка младшего школьного
возраста.
В исследованиях Е.И. Игнатьева
и В.И. Селиванова выявилось, что наиболее
импульсивны в своем поведении мальчики,
девочки же более сдержанны. Авторы объясняют
это особым положением последних в семье,
где они выполняют ряд домашних поручений
по организации быта и имеют больше ограничений,
что способствует воспитанию у них сдержанности [22, с.84].