Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
1.Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………5
1.1 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………..……………6
1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности…………………………………………………………………………...9
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11
2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 77.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма

Кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления

 

 

Курсовая работа по психологии

на тему: «Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО»

 

 

Выполнил:

Студент

группы ПО-212, 2 курса

Пивоваров Максим Владимирович

_____________________

                                                                                                            (подпись)

Научный руководитель

Терещенко Ульяна Андреевна

Оценка___________________

«___»__________________20__г.

 

___________________________

                                                                                                (подпись)

 

Омск, 2014

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3

1.Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………5

1.1 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………..……………6

1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности…………………………………………………………………………...9

1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11

2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19

2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работа посвящена актуальной проблеме сопровождения личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО.

 Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса. Кроме того, прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Эти изменения не обошли и высшую школу: студенчество оказалось в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем, поэтому проблема профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований.

Объект исследования – личностные особенности студентов.

Предмет исследования – личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении.

Цель исследования: выявить личностные особенности студентов, испытывающих трудности с профессиональным самоопределением.

 В соответствии с  поставленной целью, а также объектом  и предметом можно выделить  следующие задачи исследования:

  • Изучить теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения.
  • Исследовать особенности профессионального самоопределения у студентов, выделить тех из них, кто испытывает трудности в этой сфере.
  • Выявить мотивацию к учебной деятельности студентов, имеющих трудности профессионального самоопределения.
  • Установить различия в индивидуально-психологических особенностях студентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением и студентов, у которых отсутствуют трудности с профессиональным самоопределением.

Методы исследования: Методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла (форма С), опросник профессиональной готовности, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Реана и Якунина, математико-статистическая обработка данных.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты  профессионального и личностного  самоопределения старшеклассников. 

 

Существует множество мнений о границах подросткового возраста. Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из дискуссионных в психологии.

 Подростковый возраст  cчитается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым. Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека. Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

 Многие психологи обращались  к исследованию подросткового  возраста. Так, Стэнли Холл, первым  описавший особенности подросткового  периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека  с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество, как  период бури и натиска. Подростковым  возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. На Западе существует, а теперь приживается у нас слово «тинейджер», как общее название для любого, кому от 13 до 19 лет. В отечественной науке этап отрочества охватывает период от 10-11 до 13-14 лет и совпадает со временем обучения детей в 5-8 классах, а юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития личности и индивидуальности.

 

    1. Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте.

 

 «Профессиональное самоопределение  – это определение своего места  в мире профессий, нахождение  личностного смысла в выполняемой  работе, внесение коррективов в  «вектор» профессионального становления  личности» [4, с.3].

 Формирование профессионального самоопределения начинается уже в дошкольном возрасте, проявляясь в избирательном интересе к сюжетно-ролевым играм, в младшем школьном - в учебно-познавательном интересе, в подростковом - в склонностях и способностях к учебным предметам, а в возрасте ранней юности профессиональное самоопределение приобретает наибольшую значимость и становится одним из центральных психологических новообразований.

 Для начала нам нужно  увидеть место профессионального  и других видов самоопределения  внутри целостного процесса жизненного  самоопределения.

 Н.С. Пряжников предлагает семь типов самоопределения личности. И как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, но в то же время в их содержании выделяет два принципиально важных отличия:

- профессиональное самоопределение  является более конкретным и  его проще оформить официально, личностное самоопределение - более  сложное понятие;

- профессиональное самоопределение  в большей степени зависит  от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение  – от самого человека.

 Очень важно отметить, что профессиональное самоопределение  – это часть более общего  процесса жизненного самоопределения. По словам, Е.А. Климова, профессиональное  самоопределение не сводится  к одномоментному акту выбора  профессии и не заканчивается  завершением профессиональной подготовки  по избранной специальности; оно  продолжается на протяжении всей  профессиональной жизни. Профессиональное  самоопределение - это не просто  выбор профессии или альтернативных  сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс  развития личности.

 Подробно анализируя  профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «…как  важное проявление психического  развития, формирования себя как  полноценного участника сообщества  «делателей» чего-то полезного, сообщества  профессионалов» [8. c.39].

 Более сложный тип  – личностное самоопределение, Н.С. Пряжников рассматривает его как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Можно сказать, что личностное самоопределение – это нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

 По мере того как  человек приобретает жизненный  опыт, происходит более или менее  глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь  человека, образует самое сокровенное  и основное содержание его  внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

 «Если в 15 лет жизнь  кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей» [11, с.322].

 По мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что может стать основой для готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор» [ 16, с.33].

 « То, насколько престижной  окажется выбранная профессия  или ВУЗ, в который ребёнок  собирается поступать, зависит от  его уровня притязаний. Это может  быть следствием разумного отказа  от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом» [11, с.322].

 Итак, «самоопределение  как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием  старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как  члена общества, принятие своего  места в нём» [11, с.322].

 В этом возрасте  осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация  личности в старшем подростковом  возрасте тесно связана с выработкой  мировоззрения, системой ясных устойчивых  убеждений. В старших классах  происходит их окончательное  становление.

 Самосознание проходит  совершенно особенный этап в старшем подростковом возрасте. И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим «Я» в подростковом и юношеском возрасте, практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я»[ 9, с.71-72].

 Ещё один момент, связанный  с самоопределением в данном  возрасте, — изменение учебной  мотивации. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

 Итак, решая вопросы  профессионального самоопределения, выбора жизненного пути, старшеклассник  исходит из формирующихся у  него основных жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. При этом он «примеряет» эти  убеждения к своей будущей  жизни и глубже осознает их. Таким образом, в старшем школьном  возрасте становление мировоззрения, личностного и профессионального  самоопределения осуществляется  в тесной взаимосвязи. Личностное  самоопределение лежит в основе  процесса самоопределения в старшем  подростковом и юношеском возрастах, оно определяет развитие всех  других видов самоопределения.

 

1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности.

 

Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. Это объясняется тем, что профессиональное самоопределение один из самых значимых компонентов профессионального развития личности, а также психологически успешного прохождения личностью начальных этапов этого процесса. Большинство исследователей рассматривают процесс профессионального самоопределения как существенную сторону развития личности в целом. С этих позиций выбор профессии не должен рассматриваться как одномоментное явление, а как гораздо более сложный, длительный и многомерный процесс, неотделимый от развития личности в целом.

Информация о работе Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО