Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6

1.1. Характеристика подросткового  возраста…………………………………...6

1.2. Содержание проблемы  подростковой беременности…………………….17

1.3. Содержание работы  педагога социального в школе  по профилактике подростковой  беременности…………………………………………………….25

Выводы по первой главе………………………………………………………...32

2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33

2.1. Социально-педагогическая  диагностика проблемы подростковой  беременности…………………………………………………………………….33

2.2. Рекомендации по организации  профилактической деятельности  социального педагога в случае  подростковой беременности………………...43

Выводы по второй главе………………………………………………………...46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….50 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема подростковой беременности и родов существует во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство.

В нашей стране подростковое материнство существует уже более 4-х столетий, так как ранние браки раньше были повсеместным явлением. А основной функцией браков было рождение и воспитание детей.

Однако, здесь необходимо уточнить, что некоторые исследователи связывают понятие "подросток"" с формированием индустриального общества. В 18 веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале 19 века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Все это приводит к появлению массовой группы населения - учащихся. В это же время социальные и культурные процессы ведут к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся со взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или других взрослых.

Известный факт, что у  подавляющего большинства подростков физическое развитие опережает психическое, и эта разница составляет 6, а  в некоторых случаях 10 лет. В связи  с этим, и возникают проблемы, которые отмечают многие исследователи. Они связаны с появлением неплановых беременностей, абортов в раннем возрасте, брошенных детей, суицидальных мыслей и действий самих подростков.

До последнего времени  матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию социально  незащищенных, никогда не выступали  в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью  поддержки и реабилитации со стороны  государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает  особую актуальность в конце ХХ века не случайно. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать. Между тем, с конца 60-х до середины 90-х годов наблюдался значительный рост количества беременностей и родов среди несовершеннолетних, как в Беларуси, так и во всем мире.

Проблема подростковой беременности в наше время, не смотря на большую  информативность данной темы, является довольно актуальной. Она является не только медицинской, но и социальной. Однако, к сожалению, мало кто всерьез занимается ее решением. 

Под раннюю беременность  попадает возрастная категория от 13 до 17 лет. Девочки-подростки часто вступают в интимные отношения вследствие желания «быть не хуже других», да и сегодняшняя пропаганда играет в этом не последнюю роль. 

Юная мать обычно  не в состоянии содержать себя, не говоря уже о ребенке.  Она нередко сталкивается с  осуждением и враждебностью со  стороны окружающих, среди которых  оказываются и ее близкие. Естественная  реакция это, без сомнения, шок,  растерянность, стыд, страх и паника.

Девочкам сложно справиться с нахлынувшими эмоциями. Нередко  это вводит в депрессию и нарушает психическое состояние подростка.

Вся трагичность подростковой беременности еще в том, что она не стает как для взрослой женщины огромной радостью, ранняя беременность для юной девушки превращается в настоящую трагедию. Проблема подростковой беременности еще и в том, что она несет не только большие психологические проблемы для подростка, а и может нести довольно серьезные осложнения ее здоровью.

У девочек-подростков протекание беременности особо не отличается от беременности взрослой женщины. Но, как  показывает практика, чем моложе мать, тем серьезней риски разного  рода осложнений, в том числе и какой-либо патологии у ребенка. Данные проблемы связаны с тем, что девушки-подростки еще незрелы физически, организм их еще недостаточно развился и сформировался. Беременные подростки и их младенцы находятся в группе особо повышенного риска.

Также эту проблему делают наиболее острой неосведомленность  и непросвещенность подростков в  области семейного и полового воспитания, а также безразличие, как родителей, так и учителей к этой проблеме. Этим всем и объясняется актуальность темы подростковой беременности.

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности

Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.

Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.

Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Методы исследования:

Теоретические:      анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: анкетирование, беседа, интерпретация данных, метод контент-анализа, итоговый математический анализ.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе средней школы № 8 г. Молодечно. В нем принимали участие подростки 15 лет (30 человек) из них: 15 мальчиков и 15 девочек.

Задачи:

1) Изучить историю и  современное состояние проблемы  подростковой беременности;

2) Проанализировать особенности  профилактической социально-педагогической  деятельности и ее аспекты;

3) Определить сущностные  характеристики социально-педагогической  профилактики подростковой беременности;

4) Разработать рекомендации  по организации социально-педагогической  работы в случае подростковой  беременности.  

 

 

  

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

1.1. Характеристика подросткового  возраста             

 Анатомо-физиологические  особенности подростка и их  влияние на развитие личности  подростка.

Подростковый возраст (10-11 – 15-16 лет) характеризуется значительными  физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Прежде всего, в подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Среднее  увеличение роста за год у мальчиков  доходит до 10 см, а у девочек  до 3-5 см. Ежегодная прибавка в весе составляет соответственно 3-6 кг у мальчиков  и 3-4 кг у девочек. У подростков обоих  полов период «бурного роста» длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков  пик развития приходится на возраст  около 13 лет; у девочек – 11 лет. После  окончания фазы «бурного роста» в  более медленном темпе он может  продолжаться еще несколько лет. В тоже время физический рост характеризуется  неравномерностью изменений различных  частей тела. Первыми размеров, характерных  для взрослых достигают голова, кисти  и стопы. Руки и ноги растут быстрее, чем туловище, развитие которого завершается  в последнюю очередь. В связи  с этим фигура подростка часто  выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это иногда тяжело переживается подростками  и отражается на их психическом состоянии. Например, у некоторых ребят возникает  чувство «физической неполноценности», в силу чего они начинают стесняться раздеваться в присутствии других людей, неохотно посещают занятия физкультуры. Девочки же, переживая неудовлетворенность  своей внешностью, нередко пытаются улучшить свою фигуру, например, высокие  начинают сутулиться, опускать голову.

Неравномерность физического  развития сказывается и на характере  движений подростка – они у  него отличаются недостаточной координированностью, угловатостью, излишней резкостью.

Вместе с тем подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Если, например, подросток не овладел в свое время навыками езды на велосипеде, танцевальными или гимнастическими упражнениями, то в последующем развить их будет крайне сложно[15].

Рост различных органов  и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем  кровеносные сосуды. Это может  быть причиной функциональных нарушений  в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.

В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны  с изменениями в эндокринной  системе, ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе  процессы возбуждения преобладают  над торможением. Это является причиной бурного подъема Е, а также повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функционального расстройства нервной системы. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель (успех в учебе) и давать бурную реакцию на незначительный (просьба не разговаривать на уроке).

Важнейшим биологическим  процессом подросткового возраста является половое созревание, оказывающее  огромное влияние на физическое и  психическое развитие ребенка. Развиваются  половые органы, вторичные половые  признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).

Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых, это является одним из источников возникающего чувства взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует  интерес к своей внешности, поведению. В-третьих, наконец, пробуждается интерес  к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме  и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым[16].

Следует отметить, что как  в физическом развитии, так и половом  созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и  завершения. Отклонения от групповых  норм в темпах развития и физического  облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут  снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое  созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может  продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других – только в 13 лет. Возраст менархе может колебаться от 9 до 16,5 лет.

Нормальные временные  вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.

Важные физические изменения  имеют определенные психологические  последствия. В процессе физического  созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе  начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.

Центральным событием для  девочки в возрасте пубертата является начало менструаций, с которым сопряжен ряд психологических изменений. После менархе девочки начинают лучше чувствовать собственное тело, у них повышается уровень самосознания, социальной зрелости, репутация среди сверстников. Однако возможно и ухудшение отношений с родителями. Непосредственно после менархе повышается конфликтность взаимоотношений с матерью. Эта конфликтность постепенно угасает, но ей на смену приходит большая межличностная отчужденность. Но эта отчужденность является необходимым условием возникновения автономности личности.

Для мальчика центральным  событием становится первая эякуляция  и внезапное половое возбуждение, которое в период пубертата наступает особенно легко, спонтанно. Хотя для мальчиков эрекция как признак половой потенции является предметом гордости, у них может вызвать тревогу и смущение то, что кто-то может заметить их неспособность контролировать эту реакцию. Они могут избегать танцев, ответов у доски, начинают задумываться о том, есть ли у других мальчиков та же проблема неумения контролировать эрекцию.

Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности