Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы
подростковой беременности……………
1.3. Содержание работы
педагога социального в школе
по профилактике подростковой
беременности………………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………...
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-
2.1. Социально-педагогическая
диагностика проблемы
2.2. Рекомендации по организации
профилактической деятельности
социального педагога в случае
подростковой беременности……………
Выводы по второй главе………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подростковой беременности и родов существует во всем мире. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство.
В нашей стране подростковое материнство существует уже более 4-х столетий, так как ранние браки раньше были повсеместным явлением. А основной функцией браков было рождение и воспитание детей.
Однако, здесь необходимо уточнить, что некоторые исследователи связывают понятие "подросток"" с формированием индустриального общества. В 18 веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале 19 века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Все это приводит к появлению массовой группы населения - учащихся. В это же время социальные и культурные процессы ведут к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся со взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или других взрослых.
Известный факт, что у подавляющего большинства подростков физическое развитие опережает психическое, и эта разница составляет 6, а в некоторых случаях 10 лет. В связи с этим, и возникают проблемы, которые отмечают многие исследователи. Они связаны с появлением неплановых беременностей, абортов в раннем возрасте, брошенных детей, суицидальных мыслей и действий самих подростков.
До последнего времени матери-подростки никогда не
выделялись в отдельную категорию
Проблема подростковой беременности в наше время, не смотря на большую информативность данной темы, является довольно актуальной. Она является не только медицинской, но и социальной. Однако, к сожалению, мало кто всерьез занимается ее решением.
Под раннюю беременность попадает возрастная категория от 13 до 17 лет. Девочки-подростки часто вступают в интимные отношения вследствие желания «быть не хуже других», да и сегодняшняя пропаганда играет в этом не последнюю роль.
Юная мать обычно не в состоянии содержать себя,
не говоря уже о ребенке. Она нередко сталкивается с
осуждением и враждебностью со стороны окружающих,
среди которых оказываются и ее близкие.
Девочкам сложно справиться
с нахлынувшими эмоциями. Нередко это вводит
в депрессию и нарушает психическое состояние
Вся трагичность подростковой беременности еще в том, что она не стает как для взрослой женщины огромной радостью, ранняя беременность для юной девушки превращается в настоящую трагедию. Проблема подростковой беременности еще и в том, что она несет не только большие психологические проблемы для подростка, а и может нести довольно серьезные осложнения ее здоровью.
У девочек-подростков протекание беременности особо не отличается от беременности взрослой женщины. Но, как показывает практика, чем моложе мать, тем серьезней риски разного рода осложнений, в том числе и какой-либо патологии у ребенка. Данные проблемы связаны с тем, что девушки-подростки еще незрелы физически, организм их еще недостаточно развился и сформировался. Беременные подростки и их младенцы находятся в группе особо повышенного риска.
Также эту проблему делают наиболее острой неосведомленность и непросвещенность подростков в области семейного и полового воспитания, а также безразличие, как родителей, так и учителей к этой проблеме. Этим всем и объясняется актуальность темы подростковой беременности.
Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анкетирование, беседа, интерпретация данных, метод контент-анализа, итоговый математический анализ.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе средней школы № 8 г. Молодечно. В нем принимали участие подростки 15 лет (30 человек) из них: 15 мальчиков и 15 девочек.
Задачи:
1) Изучить историю и
современное состояние
2) Проанализировать особенности
профилактической социально-
3) Определить сущностные характеристики социально-
4) Разработать рекомендации
по организации социально-
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ
1.1. Характеристика подросткового возраста
Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на развитие личности подростка.
Подростковый возраст (10-11 –
15-16 лет) характеризуется значительными
физическими и анатомо-
Прежде всего, в подростковом
возрасте идет интенсивное нарастание
массы и длины тела. Среднее увеличение
роста за год у мальчиков доходит до 10 см,
а у девочек до 3-5 см. Ежегодная прибавка
в весе составляет соответственно 3-6 кг
у мальчиков и 3-4 кг у девочек. У подростков
обоих полов период «бурного роста» длится
в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития
приходится на возраст около 13 лет; у девочек –
11 лет. После окончания фазы «бурного роста»
в более медленном темпе он может продолжаться
еще несколько лет. В тоже время физический
рост характеризуется неравномерностью
изменений различных частей тела. Первыми размеров,
характерных для взрослых достигают голова,
кисти и стопы. Руки и ноги растут быстрее,
чем туловище, развитие которого завершается
в последнюю очередь. В связи с этим фигура
подростка часто выглядит нескладной,
вытянутой, непропорциональной. Это иногда
тяжело переживается подростками и отражается
на их психическом состоянии. Например,
у некоторых ребят возникает чувство «физической
Неравномерность физического
развития сказывается и на характере движений
подростка – они у него отличаются недостаточной
Вместе с тем подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Если, например, подросток не овладел в свое время навыками езды на велосипеде, танцевальными или гимнастическими упражнениями, то в последующем развить их будет крайне сложно[15].
Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.
В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе, ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе процессы возбуждения преобладают над торможением. Это является причиной бурного подъема Е, а также повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функционального расстройства нервной системы. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель (успех в учебе) и давать бурную реакцию на незначительный (просьба не разговаривать на уроке).
Важнейшим биологическим процессом подросткового
Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых, это является одним из источников возникающего чувства взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих, наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым[16].
Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других – только в 13 лет. Возраст менархе может колебаться от 9 до 16,5 лет.
Нормальные временные вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.
Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия. В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.
Центральным событием для девочки в возрасте пубертата является начало менструаций, с которым сопряжен ряд психологических изменений. После менархе девочки начинают лучше чувствовать собственное тело, у них повышается уровень самосознания, социальной зрелости, репутация среди сверстников. Однако возможно и ухудшение отношений с родителями. Непосредственно после менархе повышается конфликтность взаимоотношений с матерью. Эта конфликтность постепенно угасает, но ей на смену приходит большая межличностная отчужденность. Но эта отчужденность является необходимым условием возникновения автономности личности.
Для мальчика центральным событием
становится первая эякуляция и внезапное половое
Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности