Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель исследования – изучение социального партнёрства как фактора оптимизации качества жизни учащейся молодёжи.
Задачи исследования:
Изучит историю социального партнёрства, дать его определение;
Раскрыть понятие «качество жизни»;
Охарактеризовать качество жизни учащейся молодёжи;
На основе теоретико-методологического анализа социального партнёрства выделить его сущностные характеристики как особого вида социального взаимодействия;
Исследовать социальное партнёрство как социальный механизм, обеспечивающий повышение качество жизни учащейся молодёжи.
Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Социальное партнёрство как фактор оптимизации
качества жизни учащейся молодёжи.………………………………….5
История «социального партнёрства и его определение……….5
Понятие «качество жизни»………………………………………8
Качество жизни учащейся молодёжи………………………….....11
Социальное партнёрство в сфере образования……………… . 17
Заключение…………………………………………………………….. 20
Список литературы…………………………………………………….. 21
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Социальное партнёрство как фактор оптимизации
качества жизни учащейся молодёжи.………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: сегодня от молодёжи требуется не только наличие знаний, развитый интеллект, нестандартное мышление, но и значительная жизненная позиция, активность, социальная грамотность, развитое чувство ответственности, умение самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Всё это напрямую связано с качеством жизни учащейся молодёжи.
В целях оптимизации качества жизни учащихся используются различные формы и направления социального партнёрства. Партнёрство – форма сотрудничества, не закреплённая в учредительных документах, а поддерживаемая фактически.
Сотрудничество – это сложный процесс, который требует больших усилий и времени, и является главным путём к улучшению качества жизни учащейся молодёжи.
Объектом исследования является социальное партнёрство как особый вид социального взаимодействия.
Предметом исследования - партнёрские взаимодействия в сфере оптимизации качества жизни учащейся молодёжи.
Цель исследования – изучение социального
Задачи исследования:
Степень изученности темы: для написания курсовой работы послужили труды Гордона Л.А., Лассаля Ф., Перегудова С.П., Беляевой Л.А., и ряд других исследователей.
Методы исследования:
Структура курсовой работы: содержание, введение, глава, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. социальное партнёрство как фактор оптимизации качества жизни учащейся молодёжи
Социальное партнёрство – сравнительно молодо. Как эффективное средство
регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения на Западе используется лишь в последние десятилетия.
Термин появился после первой мировой войны. Рождение теории социальных реформ – противовес теории классовой борьбы, претендовавшей с середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса. «Отцы» этой концепции опирались на этику Фейрбаха Л.А., на концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Ж. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал - демократического пути развития.
В прошлом веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобы избежать забастовок и не снижать массу прибыли шёл на договорённость с рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению «рабочей аристократии».
Главная причина снижения радикализма – качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.
На Западе этим фактором стала научная техническая революция. В результате общество получило новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно научная техническая революция предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой стали высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса. Появилась необходимость в гуманизации отношений между ними, в социальном диалоге [1].
Существует 3 подхода в понимании социального партнёрства:
Гармоническо-утопический. Разработчиками подхода являются Каменецкий В.А. и Патрищев В.И. Они считают, что наёмных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом» [2].
Интегративный.
В Проекте «Концепции
Сторонники данного подхода утверждают, что социальное партнёрство – это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов [3].
Исследователи Гордон Л.А., Клонов Э.В. рассматривают социальное партнёрство как метод и механизм регулирования социально – трудовых отношений, разрешения противоречий работниками и работодателями [4].
Перегудов С.П. утверждает, что социальное партнёрство один из наиболее распространённых видов корпоративизма («corporatism» - система принятия экономических решений в ходе переговоров между центральными корпоративными органами, представляющими различные экономические группы, как правило, предпринимателей и рабочих)[5].
Ветров А.В. характеризует социальное партнёрство между работниками, работодателями и властными структурами, как сложное социальное явление, многоплановый противоречивый общественный процесс [6].
Исследователи Воейков М. И., Лащинский И. в рамках марксистского представления о неизбежности социальных конфликтов в производственной сфере утверждают, что интересы собственников – работодателей могут быть удовлетворены только за счёт интересов работников [7].
По мнению автора Михеева В.А. точным и полным является следующее определение данного понятия. Социальное партнёрство – цивилизованная форма общественных отношений в социально – трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путём заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса и важнейшим направлением социально – экономического и политического развития [8].
Социальное партнёрство – одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнёрство – система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности, различных социально – профессиональных групп, общностей, слоёв.
Объекты социального
партнёрства – реальное социально
– экономическое положение
Социальное
партнёрство связано с
Предметом социального
партнёрства в сфере социально
– профессиональной деятельности могут
быть отношения по поводу: производства
и воспроизводства рабочей
Социальное
партнёрство строится и развивается
на осуществлении максимально
Конкуренция – в данном случае – специфическая форма достижения определённого статуса, овладения не только материальными, но интеллектуальными, профессиональными и духовными ресурсами, широко распространёнными среди работников всех сфер, предпринимателей, бизнесменов, представителей творческой интеллигенции, науки, культуры, государственных служащих. Социальное партнёрство позволяет объединить во имя достойной жизни потенциал индивидуализма и коллективизма, рыночной инициативности и демократии, политического, административного управления и самоуправления [10].
Сегодня утверждение Аристотеля: «Цель государства – совместное продвижение к высокому качеству жизни»[11] – становится чрезвычайно актуальным. Важнейшей задачей современного этапа социально-экономического развития России является формирование сильной, ориентированной на интересы граждан социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и приемлемого качества базовых социальных услуг. По существу, речь идёт о решении стратегической проблемы – улучшении качества жизни населения страны.
Качество жизни – синтетический феномен, предмет изучения специалистов разных отраслей научного знания: экономики, медицины, биологии, политологии, психологии и экологии. Современная социология также не игнорирует его изучение, хотя до сих пор в этой области еще не получено должного научно-методологического обоснования (Е.В. Давыдова, А.А. Давыдов, П.С. Мстиславский, А.И. Субетто, Т.А. Суслова, А.М. Шкуркин, А.А. Шкуркин и др.).
Термин «качество жизни» в научное сообщество впервые введён американским социологом Дж. Гэлбрейтом в 1958 г. в книге «Общество изобилия». Если на первом этапе его дефинирования акцент делался на экономической составляющей (Дж. Гэлбрейт, В. Парето, О. Тоффлер и др.), то современные исследователи отмечают его компонентность, широту и многогранность содержания: экономическое, социально-биологическое, экологическое, психологическое, политическое благополучие и стабильность. На его синтетичность указывал С.А. Айвазян (2002), считая, что качество жизни человека проявляется в его способности адаптации к окружающему миру, выжить, воспроизводиться, удовлетворять свои потребности.
Это подтверждено в исследованиях Г.М. Зараковского (2008), который акцент делает на психологической сущности качества жизни человека, указывая на совокупность свойств, включающих его внутренние возможности осуществлять жизнедеятельность с той или иной интенсивностью и экстенсивностью (жизненный потенциал). Качество жизни – комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте, которые обеспечивают адекватность параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным). По своей природе, как отмечает Л.А. Беляева, качество жизни – это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития его потребностей, субъективных представлений и оценок своей жизни[12].
Крупнов Ю. считает, что качество жизни (англ. - quality of life, сокр. - QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека[13]. Автор отмечает, что качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее 5-ти), критериев качества жизни. В качестве примера приводится ситуация в СССР 60 - 70-х гг., когда качество жизни советского населения в целом было не ниже качества жизни населения ведущих западных стран, при том что уровень жизни в СССР был примерно в 2 раза ниже. Наглядны также следующие примеры. Когда в бытность СССР эскимосов переселили из чумов в комфортабельные квартиры, уровень их жизни повысился, но уровень смертности резко повысился и, как сформулировал один из социологов, «они стали вымирать от тоски». В ГДР после присоединения к ФРГ материальные условия улучшились в 3-5 раз, однако, уровни самоубийств, преступности и смертности резко выросли[14].
Информация о работе Социальное партнёрство как фактор оптимизации качества жизни учащиеся молодёжи