Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа
Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50
Форма Ф. 4-40
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Истринский
педагогический колледж
Социальный портрет семьи, имеющий подростка
с девиантным поведением
Выпускная
квалификационная работа
Истра, 2008.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5
Возможности профилактики и
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение
……………………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
…………………………………………………………………………..
Введение
Актуальность работы заключается в том, что отклоняющееся поведение – проблема современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.
Часто
бывает так, что девиант нуждается
в психотерапии, и в психокоррекции,
и в психологическом
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Гипотеза: негативное отношение в семье влияет на возникновение девиантного поведения у подростков.
В качестве объекта исследования выступает девиантное поведение.
Предметом исследования является социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением.
Цель исследования - выявление семей, имеющих подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
Практическая
значимость исследования. Материалы
работы могут быть использованы в разработке
психопрофилактических и психокоррекционных
мероприятий, в процессе воспитательной
работы в учебных образовательных учреждениях.
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»
1.1 Понятие
девиантного поведения
Девиантное поведение человека существенно отличается от гармонии и нормы и разнообразно по структуре, типам и формам. Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамики составных частей отклоняющегося от нормы и гармонии поведения. К типам девиантного поведения относят разновидности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимодействия индивида с реальностью и механизмом возникновения поведенческих аномалий. Формы девиантного поведения включают в себя клинические проявления отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение - система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушением процесса сомоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [10].
Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и нарушению сомоактуализации и принятия себя в силу выработанных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, структуру девиантного поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.
Выделяют следующие нормы:
1) правовые;
2) нравственные;
3) эстетические.
Правовые нормы оформлены в
виде свода законов и
Поведенческая патология подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:
1) склонность к дезадаптации;
2) тотальность;
3) стабильность.
Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне, существует вутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой, неприятие себя как целостной и значимой личности. Признак тотальности указывает на то, что патологические стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, то есть имеют место "везде". Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сеиминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая патология может быть обусловлена психопатологическими проявлениями, а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.
Широкая область научного
Основные виды девиантного поведения.
Девиантное поведение подразделятся на две группы
1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных нор человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Социальные отклонения в девиантном поведении классифицируются следующим образом:
Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кража, спекуляция и др.);
Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийство, изнасилование);
Социально-пассивного
типа: стремление уйти от активного
образа жизни, уклониться от гражданских
обязанностей, нежелание решать личные
и социальные проблемы (уклонение от работы,
учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания,
токсикомания, суицид).
Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением