Соционические типы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Соционика – наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, информационную психологию общения, т. е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).

Содержание

I.Теоретическая часть.
Введение……………………………………………………3
Различия соционики и психологии……………………….3
История возникновения соционики………………………4
Принцип формирования соционического типа………….8
Соционический тип………………………………………..8
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)………………………………………………...10
6.1.Информационные аспекты в психике……………….10
6.2.Знаковое описание функций…………………………14
6.3.Психические функции в модели А…………………..16
6.4.Признаки Рейнина…………………………………....18
Интертипные отношения………………………………...22
Методы определения типа……………………………….26
Соционика в медицине…………………………………...28
II.Эмпирическая часть.
Выбор методики……………………………………...31
Реализация диагностических мероприятий………...31
Анализ и обсуждение полученных результатов…...36
4. Выводы по исследованию………………………..38
Заключение……………………………………………....40
Список использованной литературы………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Соционика.docx

— 186.31 Кб (Скачать файл)

Первый Московский Государственный Медицинский Университет     им. И.М. Сеченова

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

«Соционические типы личностей»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка дневного отделения  фармацевтического факультета III курса        23 группы

Кокорина Александра

 

 

Преподаватель:

Моргаева Нина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

Содержание:

            I.Теоретическая часть.

    1. Введение……………………………………………………3
    2. Различия соционики и психологии……………………….3
    3. История возникновения соционики………………………4
    4. Принцип формирования соционического типа………….8
    5. Соционический тип………………………………………..8
    6. Модель типа информационного метаболизма        (Модель А)………………………………………………...10

6.1.Информационные аспекты  в психике……………….10

6.2.Знаковое описание функций…………………………14

6.3.Психические функции  в модели А…………………..16

6.4.Признаки Рейнина…………………………………....18

    1. Интертипные отношения………………………………...22
    2. Методы определения типа……………………………….26
    3. Соционика в медицине…………………………………...28

II.Эмпирическая часть.

      1. Выбор методики……………………………………...31
      2. Реализация диагностических мероприятий………...31
      3. Анализ и обсуждение полученных результатов…...36
      4. 4.  Выводы по исследованию………………………..38

Заключение……………………………………………....40

Список  использованной литературы………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Теоретическая часть.

1.Введение.

Соционика – наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, информационную психологию общения, т. е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).

Информационным  метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Подход соционики заключается  в построении модели информационного  метаболизма, анализе свойств 16 возможных, обуславливаемых моделью, типов  информационного метаболизма и  сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Важной частью соционики является исследование влияния ТИМ на взаимодействия между людьми.

С момента своего изобретения, соционика рассматривалась в  двух различных контекстах: как наука, ставящая своей целью изучение человеческой психики, и как социопрактика, предназначенная для регулирования человеческих отношений.

На данный момент соционика  не является научной, а представляет собой набор гипотез, появившихся  при относительно субъективном наблюдении, анализе и интерпретации поведения  людей.

Предметом изучения соционики  являются так называемые психологические  типы и отношения между ними (а  в конечном итоге и конкретные люди, которые являются носителями этих типов). Соционика доказала, что  существует 16 типов личности и установила законы, по которым они взаимодействуют  друг с другом.

2.Различия соционики и психологии.

Главное отличие соционики  от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что  психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь  человека. Предмет соционики - социотип, а не психотип.

Психология - это наука  с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод - это  когда накапливается некоторая  сумма фактов, а затем предпринимается  попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство  фактического материала, множество  подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Соционика использует, как  уже говорилось, дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий.

Принципиальное отличие  соционики от психологии ярко проявляется  также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее  по данной выборке. То есть результат  психологического тестирования - это  сведения о том, насколько вы отличаетесь  от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому  принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Еще одна проблема, мало заботящая  психологов, заключается в том, как  зафиксировать эту константу. Для  этого соционики берут не текущие  значения признака, а направление  его приращения.

Таким образом, соционика  работает не с текущими значениями психологических величин, а с  теми фундаментальными механизмами, которые  за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения  на производных высших порядков. С  этой точки зрения соционику можно  было бы назвать метапсихологией - наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

3.История возникновения соционики.

Первые попытки типизации  людей были предприняты еще на древнем Востоке китайскими астрологами. Они пытались объяснить различия людей при помощи 4-х так называемых "стихий": огня, воды, воздуха и  земли.

Однако первые сколь-нибудь заметные успехи в области исследования психики человека были достигнуты лишь в начале 20-го века и связаны они  с именем известного психолога Зигмунда Фрейда. Он предложил рассматривать  психику человека как некую структуру, в которой он выделял несколько  уровней: сознание (эго), предсознание (суперэго) и область бессознательного (ид). Он описал, как взаимодействуют эти уровни. Однако родоначальником соционики считается К.Г. Юнг(1875-1961)  - классик психологической науки ХХ века. Психиатр и мыслитель, многолетний сподвижник "отца" психоанализа Зигмунда Фрейда, а в последующем основатель собственного направления в глубинной психологии, так называемой аналитической психологии, он является автором более 20 томов неполного собрания сочинений в области психологии. Но одной из важнейших его работ и, наверное, самой знаменитой является работа "Психологические типы", вышедшая в 1921 году и являющаяся плодом почти 20-летней работы.

Основным результатом  работы Юнга, как он отмечает, явилось  выделение двух основных типов установки: экстраверсии и интроверсии, а также четырех типов функций психики: мышления, эмоций, ощущения и интуиции. "Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов может быть интровертным или экстравертным." Таким образом получается восемь вариантов и соответственно 8 типов. Здесь следует сразу же отметить, что первоначально Юнг выделил и описал именно 8 типов психик и лишь позднее он отмечал, что эти 8 могут распадаться на 16, в зависимости от того, какая функция психики стоит на втором месте после главной.

Итак, первым шагом на пути к описанию типов было выделение Юнгом двух видов установки: экстраверсии и интроверсии. Вот как шел Юнг к этим понятиям.                                 "... Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла. Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию — потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и таким образом складывается мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото. Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или по крайней мере на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а непосредственная активность второго часто обуславливается большим доверием к объекту, чем к себе. Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря "нет", и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний — скорее позитивным." Первый вид установки Юнг назвал интровертным, второй экстравертным.

Юнг пишет: "…мне бросилось в глаза, что одни люди размышляют несоизмеримо больше других и, соответственно, в своих решениях придают больший вес разуму. Они используют мышление для того, чтобы понять мир и к нему приспособиться, и с чем бы они ни сталкивались, все подвергается обдумыванию и осмыслению либо же, в крайнем случае, приведению в соответствие с заранее разработанными общими принципами. Другие же люди удивительным образом пренебрегают мышлением в пользу эмоционального фактора, то есть чувства. Они стойко проводят "политику эмоций", и требуется уже действительно чрезвычайная ситуация, чтобы заставить их задуматься. Эти люди представляют собой полную противоположность первому типу, что особенно бросается в глаза, когда первые являются деловыми партнерами вторых или же когда они вступают друг с другом в брак. При этом один из них может отдавать предпочтение своему мышлению независимо от того, экстраверт он или интроверт. Разве что тогда он пользуется им лишь соответствующим для своего типа образом." Так появились "мыслительный" (логик) тип и "эмоциональный" (этик).Эмоциональный и мыслительный тип Юнг выделил в общую группу рациональных типов: "...то, что я называю мыслительным или эмоциональным типами, — это люди, которые опять-таки содержат в себе нечто общее, что я не могу охарактеризовать иначе как словом рациональность."

Еще две группы внутри экстравертной и интровертной установок: "ощущающие"(сенсорики) и "интуитивные" и, в соответствии с этим, две типические установки. Юнг назвал их иррациональными. О них Юнг пишет, что "…существует немало людей, реакции которых основываются главным образом на иррациональности, то есть либо на ощущении, либо на интуиции. Ощущение я определил как осознанное восприятие с помощью органов чувств, а интуицию как восприятие через бессознательное. Причем никогда не бывает так, что оба восприятия развиты в равной мере, ибо ощущение по отношению к интуиции столь же антагонистично, как мышление по отношению к эмоциям. Ведь когда я своими ушами и глазами намереваюсь установить, что же происходит в действительности, я могу делать все что угодно только не мечтать и не фантазировать одновременно с этим, но как раз именно это последнее и должен делать интуитивист, чтобы дать простор своему бессознательному или объекту. Вот почему ощущающий тип является антиподом интуитивного."

Отметим, что  одна из функций будет превалировать  над другими, что скажется на других функциях. "Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает всегда только определенные качества и оставляет недоразвитыми остальные. Что же происходит с теми функциями, которые он не использует ежедневно, а значит, и не развивает их упражнением? Они остаются, в той или иной степени, в примитивном, инфантильном, часто лишь в полусознательном, а порой даже в совершенно бессознательном состоянии; тем самым они образуют характерную для каждого типа неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру характера. Одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается неполноценностью эмоций, а преобладание сенсорики таким же образом сказывается на интуитивной способности, и наоборот." В то же время Юнг подчеркивал, что это не является признаком какого-либо дефекта, а является скорее особенностью, характерной для данной типической установки.

Таким образом, в зависимости от того, какая функция из четырех у типа самая сильная:

  1. Логика – мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно. В социоанализе общую функцию логики делят на логику деловую, означающую предприимчивость, трудозатраты, расчет выгоды, и на логику структурную, символизирующую классификацию, схематичность, организацию;
  2. Этика – психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлечённости во внутренний, душевный мир людей. В социоанализе общая этика делится на этику эмоций, т.е. чувства, переживания, волнения, и на этику отношений – привязанности, привычки, тяготения;
  3. Сенсорика – функция конкретного восприятия мира через органы чувств. Социоанализ работает с двумя видами сенсорики – силовой сенсорикой, означающей силовой нажим, умение подчинить своей воле, заставить, и с сенсорикой ощущений, улавливающей комфорт, вкусовые и телесные ощущения, состояние здоровья;
  4. Интуиция – отвлечённое восприятие мира в целостных образах и картинах фантазии. В социоанализе выделяют две разновидности общей интуитивной функции – интуицию возможностей, то есть догадки, открытия, способности, и интуицию времени – изменчивость, противоречивость, мистические фантазии;

Информация о работе Соционические типы личности