Стили воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:44, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы профессиональных интересов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему профессиональных интересов в старшем подростковом возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий «интерес» и «профессиональный интерес» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Изучение теоретических аспектов особенностей обучения в профильных классах……………………………………………………………..13
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………………35
Введение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Изучение профессиональных интересов  учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и  зарубежной психолого-педагогической литературе.

1.1 Теоретические аспекты понятий  «интерес» и «профессиональный  интерес» в отечественной и  зарубежной психолого-педагогической  литературе…………………………………………………………………………6

1.2 Изучение теоретических аспектов  особенностей обучения в профильных  классах……………………………………………………………..13

Вывод к главе I……………………………………………………………20

Глава II Эмпирическое исследование старших  подростков обучающихся в разных профильных классах.

2.1 Организация и проведение  исследования………………………...22

2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24

Вывод к главе II…………………………………………………………...31

Заключение………………………………………………………………..33

Список литературы ………………………………………………………35

 

Введение

Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения  личности и относится к числу  активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев, Е.М. Борисова, И.М. Кондаков, А.В. Сухов, Г.В. Прыгин, А.К. Осицкий и др.). Это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общественные проблемы жизненного становления личности. Вместе с тем в настоящее время проблема профессионального самоопределения, в частности выбора профессии приобрели особую актуальность. Выбор профессии – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой специальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. На него могут влиять как внутренние так и внешние факторы. К внешним факторам можно отнести влияние родителей, друзей, СМИ, а также условия труда будущей профессии, ее престижность, перспективность. К внутренним – направленности личности, её интересы, способности и цели. Одним из важнейших факторов выбора профессии является интерес к той или иной области труда. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Исследования профессиональных интересов студентов показывают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности. Обычно это происходит вследствие ошибочного поступления абитуриента на не интересующую его специальность. Очевидно, что изучение профессиональных интересов должно проходить еще в период обучения в школе, для избегания ошибок при поступлении в учебное заведение.

Цель исследования – выявить  сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся  в разных профильных классах.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы профессиональных  интересов в отечественной и  зарубежной психолого-педагогической  литературе.

2. Изучить проблему профессиональных  интересов в старшем подростковом  возрасте.

3. Выявить профессиональные интересы  подростка. 

4. Исследовать особенности профессиональных  интересов учащихся обучающихся  в разных профильных классах. 

5. По результатам исследования  разработать практические рекомендации  для старших подростков.

Объект исследования – профессиональные интересы старших подростков.

Предмет исследования – профессиональные интересы учащихся, обучающихся в  разных профильных классах.

Гипотеза исследования – у старших  подростков, обучающихся в разных профильных классах профессиональные интересы различаются: у учеников математического  профиля профессиональные интересы связаны с знаковой системой, а учеников гуманитарного профиля – с творческой деятельностью.

Методы исследования – «Оценка  сферы профессиональных предпочтений учащихся» (Модифицированный вариант  опросника Йовайши).

Практическая значимость – заключается  в разработке рекомендаций старшим  подросткам по профориентации.

Эмпирическую базу работы составил анализ результатов исследований учеников 8 классов, проведенных в МОБУ «Гимназия №3» г. Оренбурга. Общее количество испытуемых - 40 человека. Из них 19 мальчики (47%), 21 девочки (53%), в возрасте 14-15 лет.

 

Глава I. Рассмотрение профессиональных интересов учащихся обучающихся  в разных профильных классах в  литературе отечественных и зарубежных психологов.

1.1 Теоретические аспекты понятий  «интерес» и «профессиональный  интерес» в литературе отечественных  и зарубежных психологов.

Понятие «интерес» в отечественной  и зарубежной литературе, в первую очередь, определяется как направленность личности.

Маклаков А. Г. определяет интерес как специфическую форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. [14]

Согласно мнению американского  философа Р. В. Перри, интерес – это характеристика моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение. Р.В Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является объединяющим понятием, которое дает общее значение инстинкту, побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам моторно-аффективной жизни». Под понятие интереса ученый подводит и волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса. Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного, рационального. Руководящая часть интереса – «управляющая склонность», служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание». «Управляющая склонность» может выступать в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности».

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к  определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной  силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интересы различаются, во-первых, по их содержанию; существенно прежде всего, на что направлены интересы; это более всего определяет их ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду и щегольской костюм; это, конечно, не равноценные интересы.

Говоря об интересе к тому или  иному объекту, обычно различают  непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного  интереса, когда учащийся интересуется самой учёбой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к  знанию; говорят об опосредованном интересе, когда интерес направлен  не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например, на те служебные преимущества, которые может дать образовательный ценз. Оперируя подобными сопоставлениями, наличием, с одной стороны, интереса к знанию как таковому, к науке, к искусству, а с другой - узко личной заинтересованности, обычно резко противопоставляют друг другу непосредственный и опосредованный интерес, всячески подчёркивая при этом значение непосредственного интереса. Действительно, наличие "непосредственного" интереса - к самой учёбе, к знанию, к тому делу, которым человек занимается, очень важно. Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от всякой личной заинтересованности составляет одно из важнейших и ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно всё же так противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно в какой-то мере опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной заинтересованности, является способность с увлечением, сосредоточением всех своих сил делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, в силу сознания его нужности, важности, общественной значимости. Собственно, если по-настоящему осознать значимость того дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный; не приходится, значит, внешне противопоставлять их друг другу. [27].

Проводимые научные исследования показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. В процессе развития ребенка интерес усложняется и дифференцируется в зависимости от ведущего вида деятельности какого-либо возраста. В подростковом возрасте значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Самым существенным в развитии интересов  подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в  небольшое число между собою  связанных систем, приобретающих  известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности  рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию – технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток. [27] Таким образом можно сказать что в период 14-15 лет у старших подростков начинает формироваться именно профессиональный интерес как основа дальнейшего выбора профессии.

За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневич В. В.: «Под профессиональным интересом мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней». [12]

Интерес к профессиям лежит в  основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес выступает одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть; затем ест, чтобы работать, - питается, чтобы поддержать силы для работы; сначала трудится, чтобы жить, - труд для него лишь средство для того, чтобы раздобыть себе пропитание; затем он живёт ради своего труда - главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л. [27]

Основными приемами развития профессионального  интереса являются: хорошее представление  учащимися перспективы развития изучаемой профессии, объекта, их роли в решении народно-хозяйственной  задачи; построение процесса обучения на основе проблемного метода; обучение рациональным приемам учебной работы; обязательное и постоянное включение  подростков в практическую профессиональную деятельность.

Осознанный интерес к профессии  может иметь место там и  тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и  их соответствие содержанию, специфике  профессионального труда. Все это  дает основание рассматривать в  качестве предмета профессионального  интереса не только содержание, но и  специфику профессии.

Однако специфика профессии  выступает в качестве предмета профессионального  интереса, прежде всего на этапе  выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового  обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального  обучения, трудовой деятельности предмет  интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.

Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.

Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.

Второй уровень развития - эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.

Третий уровень развития профессионального  интереса - когда интерес к профессии  перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе - это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования).

Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться  списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. к ним относятся следующие:

Информация о работе Стили воспитания