Стратегии исследования и методы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 14:41, реферат

Краткое описание

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:
Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Вложенные файлы: 1 файл

vopr_13_psikh (1).doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Стратегии исследования и методы возрастной психологии

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:

  1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. 
    Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
  2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. 
    а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. 
    б) лонгитюдный метод, который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами. 
    Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным); 
    Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым); 
    Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники); 
    Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.
  3. Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) 
    Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. 
    Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: 
    - постановка цели; 
    - планирование хода эксперимента; 
    - проведение эксперимента (сбор данных); 
    - анализ полученных экспериментальных данных; 
    - выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

  1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
  2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);
  3. Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

 

Или это… Выберете более подходящий Вам.

Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп.

 

Метод – это способ в психологии получения психологических фактов.

Психологические факты: 1) определенные факты поведения, в которых проявляются особенности личности

2) акты совместной  деятельности людей = акты взаимодействия.

Классификация методов возрастной психологии по Ананьеву:

1) Организационные: (сравнительный: + быстрое получение статистических данных; лонгетюдный – длительное наблюдение, очень долгий; комплексный – совокупность наук, изучается одно явление с разных точек зрения).

2) Эмпирические (наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностика (тесты); контент-анализ (анализ продуктов деятельности); биографические методы.

 

(не по  Ананьеву) 3) Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

4) интерпретационные методы (генетический и структурный методы). Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

 

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

 

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов:

1) Подготовительный этап. Собрание предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

2) Собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используется, как правило, несколько методов в их сочетании.

3) Обработка данных. Производятся количественный и качественный анализы данных исследования. В обработке данных выделяются следующие моменты:

- первичный  синтез, т.е. анализ каждого отдельно  зафиксированного факта.

- сравнительный (вторичный) анализ, т.е. выделение тех  фактов, которые повторяются.

- вторичный  синтез, т.е. объединение этих фактов, сопоставление их с гипотезой  и нахождение их закономерностей.

 

4) Использование интерпретационных методов, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить ошибочность гипотезы исследования.

Метод наблюдения. Чтобы успешно наблюдать психическую жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, мимику, речь), а главное правильно истолковывать психологическое значение этих внешних проявлений. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности ребенка; слова и поступки ребенка тщательно записываются, а затем подвергаются анализу. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения на протяжении дня (как он встает, одевается, играет). Выборочная запись используется там, где нужны не все проявления психической деятельности, где задача ограничена исследованием какого-либо частного вопроса, например изучение отношения людей определенного возраста к окружающим.

 

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение – это один из вспомогательных методов психологии.

Экспериментальный метод – изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель.

Достоинства эксперимента:

- в эксперименте  исследователь не ожидает случайного  проявления интересующих его  психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых.

- исследователь  может целенаправленно изменить  некоторые из условий, в которых  протекает психический процесс, и наблюдать, к каким это приведет  последствиям.

- обязателен  строжайший учет строжайший учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны и какие были реакции)

- Один и  тот же эксперимент можно провести  с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать  общие закономерности развития  психических процессов.

В зависимости от того, насколько естественны условия проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент – исследование психических явлений происходит в искусственный условиях, с применением специальных приборов.

 

Естественный эксперимент (1910) – испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия (например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо особого материала будет естественно входить в обычную работу школьника).

В зависимости от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий). Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств.

В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет «близнецовый метод».

Также эксперимент делится на исследовательский и испытательный (тесты).

 

Социометрический метод (анкета). Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых.

Беседа и изучение продуктов деятельности. Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности (наличие четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика) и от искренности даваемых ответов.

Классификация методов возрастной психологии

 

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

 

1. организационные.

 

1.1. лонгитюдиальный - метод продольных срезов;

 

1.2. метод поперечных возрастных  срезов;

 

1.3. комплексный.

 

1.4. группа людей обследуется на  протяжении длительного периода  времени.

 

 


Информация о работе Стратегии исследования и методы возрастной психологии