Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме страхов и тревожности у детей.
2. определить диагностирующие методики, при помощи которых можно выявить страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
1.1 Психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
1.3. Особенности страхов детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40
ГАВРИЛЕНКО НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
дошкольного возраста…………………………
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
дошкольного возраста…………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)……………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В В Е Д Е Н И Е
Разработанные ныне здоровьесберегающие технологии нацелены на обучение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса
Новые требования, предъявляемые ребёнку, зачастую не соответствуют тому, к чему ребёнок готов реально. Это вносит изменения в эмоциональную сферу ребёнка, вызывает состояние «затянувшегося» стресса, оказывает негативное влияние на формирование его мотивационной сферы, отрицательно сказывается на здоровье.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознать своё эмоциональное внутреннее состояние, состояние сверстников и выразить своё отношение к ним, т.е. ребёнок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимоотношений и привязанностей. Кроме этого, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспосабливаться к той или иной ситуации. На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном, психологическом уровне – это боязнь ситуации, влекущая за собой выделение данного гормона. Страх – это, обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по несколько раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем её испытывать постоянно в похожих ситуациях. Ребенок часто загоняет страх внутрь себя, чтобы угодить родителям и педагогам или не пугать их своими переживаниями, и в итоге мы получаем личность глубоко пораженною тревожностью.
Особое место в многочисленных состояниях личностях занимает тревожность, как психологическое состояние, способное оказывать влияние на формирование его поведения. Конечно, тревожность не является единственной причиной психоневротических нарушений у детей, однако большинство проблем, вызывающих беспокойство родителей и препятствующих нормальному развитию ребёнка, а также большая часть проявлений негативных форм поведения дошкольников связаны с их эмоциональной нестабильностью а, в конечном счете, с тревожностью. Педагогам и психологам важно знать причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, способы компенсации тревожности.
В настоящее время психология располагает значительным числом исследований, посвященных проблеме тревожности и появления страхов у детей (Я.С. Славина, Т.В. Драгунова, В.Г. Кисловская, Б.И. Кочубеё, Е.В. Новикова, А.И. Захаров, Е.И. Рогов, М. Панфилова). Разработан ряд программ и способов преодоления тревожности и страхов у детей дошкольного возраста. Деятельность педагогов и психологов должна быть направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Прежде всего, нужно расширять их сферу общения, наполнить жизнь детей жизнерадостными, позитивными переживаниями. Больше активности, движений, эмоций, разнообразия в жизни, постепенное приучения к преодолению препятствий, равно как и похвал, одобрений, собственного примера.
Несомненная актуальность рассматриваемой проблемы определила цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: страхи как нарушения эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В настоящем исследовании
проверялись следующие гипотезы
В исследовании использовались следующие методы:
Исследование проводилось на базе я/с №101 г. Могилева. Контингент испытуемых – дети старшего дошкольного возраста в количестве 36 человек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом интенсивного психического развития. Как отмечается в исследованиях Баркан А.И. [4], Божович Л.И. [10], Выготского Л.С. [3], Кравцовой Е.Е.[2], Мухиной В.С. [12], Эльконина Д.Б. [12], в период дошкольного детства происходит первоначальное становление личности, сопровождающееся существенными качественными изменениями, специфическими особенностями, учёт которых во многом предопределяет полноценное психическое развитие ребёнка, успешное взаимодействие с ним.
Физиологической основой происходящих в дошкольном возрасте изменений является общее физическое развитие и, прежде всего, развитие нервной системы [4]. Годы раннего детства отмечены кардинальным изменением физических возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и речевых навыков. В этот период округлый, передвигающийся на широко расставленных ногах малыш превращается в более высокого и стройного 6-летнего ребенка. Меняются пропорции тела детей: своим внешним видом они перестают напоминать младенцев, происходят значительные изменения в головном мозге и центральной нервной системе ребенка. Развитие мозга способствует тому, что ребенок начинает лучше управлять движениями своего тела. В течение дошкольных лет продолжается развитие грубой и тонкой моторики. Все это становится предпосылкой становления и развития познавательных функций, основных личностных механизмов и образований, эмоциональной и мотивационной сферы, формирования самосознания [3].
В дошкольном детстве значительные изменения происходят и в когнитивном развитии.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности [12]. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К шестилетнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам [2].
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности новой формы внимания – произвольного – к 6—7 годам уже достаточно велики [4].
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая, согласно B.C. Мухиной, является «универсальным средством организации внимания» [3, с.54]. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в младшем и среднем дошкольном возрастах носит непроизвольный характер. Дети лучше запоминают то, что для них представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления, поэтому объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к чанному предмету или явлению.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4—5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6—7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6—7 лет может быть поставлена цель, направленная на упоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала [16].
В дошкольном детстве интенсивно развивается воображение детей. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности [2], [35].
Дошкольный возраст
характеризуется развитием
Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения [35].