Ценности человека в контексте консультативных теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель изучения: в настоящей работе, изучив теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.
Задачи изучения:
Рассмотреть содержание понятия «ценность», дать ее общую характеристику.
Изучить систему ценностей личности, классификацию ценностей, рассмотреть высшие ценности личности.
Сделать анализ ценностей человека в контексте классического психоанализа.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА….
6
1.1. Содержание определения «ценность», ее общая характеристика ….
6
1.2. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности ………………………………………………………….

10
Вывод по 1 главе …………………………………………………………….
18
Глава 2. Ценности человека в контексте консультативных теорий ……………………………………........

19
2.1. Ценности человека в контексте классического психоанализа …….
19
2.2. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления ………………………………………………………………….

24
Вывод по 2 главе …………………………………………………………….
28
Заключение ……………………………………………………………..
29
Список используемой литературы …………………………………………
32

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. ценности человека.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Психология 5,5»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:

 

«Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

-8- семестр

(полная форма)

Шакирова А.Б.

Проверил:

Шевцова Т.С.

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2011

 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Психология 5,5»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На  тему: «Ценности человека

в контексте консультативных теорий» 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

-8- семестр

(полная форма)

Шакирова А.Б.

Проверил:

Шевцова Т.С.

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2011

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………….

4

Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА….

6

1.1. Содержание определения «ценность»,  ее общая характеристика ….

6

1.2. Система ценностей человека, классификация ценностей, высшие ценности личности ………………………………………………………….

 

10

Вывод по 1 главе …………………………………………………………….

18

Глава 2. Ценности человека в контексте консультативных теорий ……………………………………........

 

19

2.1.  Ценности человека  в контексте классического психоанализа …….

19

2.2. Ценности человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления ………………………………………………………………….

 

24

Вывод по 2 главе …………………………………………………………….

28

Заключение ……………………………………………………………..

29

Список используемой литературы …………………………………………

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Широкое внедрение психологии в педагогическую практику закономерно приводит к развитию тех областей, которые традиционно обозначены как методы психологического  воздействия и направлены на оказание помощи клиентам. К основным направлениям деятельности психолога в образовании и других областях следует отнести психодиагностику, просвещение, профилактику, прогнозирование, психокоррекцию, интервьюирование, консультирование и психотерапию. Среди них одно из важнейших мест принадлежит психологическому консультированию и психотерапии1.

Выделившееся из психотерапии психологическое консультирование как одно из направлений деятельности психолога различной спецификации (медицинского, педагога-психолога, психолога-менеджера в социальной сфере и др.) является относительно новой областью психологической практики. Этот вид деятельности возник в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Исходя из этого, в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Для меня как для человека, осваивающего психологическое консультирование актуально изучение теоретических и практических аспектов системы ценностей человека в целом и изучение ценности человека в контексте консультативных теорий в частности. Актуальность данной работы лично для меня обусловлена еще и тем, что ко мне на консультацию будут приходить люди уже с сформировавшейся системой ценностей, которая определяет их решения, определяет то как они воспринимают окружающий мир и других людей. Зная и понимая систему  ценностей клиента, можно проводить консультирование более экологично для клиента и оказывать ему помощь более эффективно. Данная работа будет направлена на решение моей проблемы, а именно найти ответ на вопрос, какую модель консультирования взять за основу в своей работе.

Объектом моего изучения будут теоретические основы ценности человека и основные консультативные теории, а именно:  классический психоанализ и экзистенциально-гуманистическое направление.

Предметом изучения: ценности человека в контексте вышеобозначенных теорий.

Цель изучения: в настоящей работе, изучив  теоретические основы ценности человека и ценности человека в контексте консультативных теорий, я планирую в своей консультативной практике взять за основу ту модель консультирования, которая более всего соответствует моим внутренним ценностям, моим внутренним убеждениям.

Задачи изучения:

  1. Рассмотреть содержание понятия «ценность», дать ее общую характеристику.
  2. Изучить систему ценностей личности, классификацию ценностей, рассмотреть высшие ценности личности.
  3. Сделать анализ ценностей человека  в контексте классического психоанализа.
  4. Раскрыть содержание ценностей человека в контексте экзистенциально-гуманистического направления.

Методы работы с информацией: теоретический анализ зарубежных и отечественных источников по данной теме.

Методологические  основы работы: психологическая теория личности; концепция установок; теория ценностей;

Значимость  изучения: саморазвитие, обогащение себя новыми знаниями, ориентация в обозначенных консультативных теориях, определение базовой теории для личного консультирования, повышение эффективности  консультативной практики.

Глава 1. Теоретические ОСНОВЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

 

    1. Содержание определения «ценность», ее общая характеристика

 

Проблема ценностей  привлекала внимание многих исследователей: философов, социологов, психологов. Впервые в научную лексику понятие «ценности» введено Рудольфом Лотце. Психологический и организационно-психологический контекст данной проблемы отражен в отечественных изданиях Д. А. Леонтьева, А.П. Юсупова, А.В. Битуевой, Ю.Г. Щукиной В.П. Пугачева и др.

И.С. Барский отмечает, что ценности – это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности2.

По мнению Л. Бурбо ценность – это важность того, во что мы решили верить, притом верить в соответствии с нашим же пониманием3.   

Этимологический смысл определения «ценность» весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры4.

Однако содержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это может показаться с  позиции обыденного сознания. Рассмотрим более углубленно основные аспекты содержание данного определения. 

Итак, ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер. Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т.е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.

Следующая особенность ценности в том, что она возникает в ходе практической деятельности человека. Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель – это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые  являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Человек ценит и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

Следующая особенность содержания понятия «ценности» в том, что определение «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость». Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то личность трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т.е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность – это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

Ценности по природе своей объективны. Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т.е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность – основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Всякая ценность характеризуется  двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

Функциональное значение ценности – это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности – это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.

В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей  неоднозначен, он зависит от их положения  в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может  быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

Ценности неизбежно  соотносятся с тремя различными группами явлений. Есть три формы существования ценностей5:

1) общественный идеал  – выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

2) мотивационная структура  личности, побуждающая ее к предметному  воплощению в своей деятельности  общественных ценностных идеалов; 

 

3) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали.

Таким образом, ценность – это объективная положительная значимость, она социальна по своей природе и возникает в ходе практической деятельности человека. Любая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом и имеет следующие формы существования: общественный идеал, мотивационную структуру личности, побуждающую к предметному воплощению этих идеалов. 

Информация о работе Ценности человека в контексте консультативных теорий