Взаимодействие образовательного учреждения с детскими общественными объединениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:56, реферат

Краткое описание

Взаимодействие образовательного учреждения с детскими общественными объединениями – одно из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества. В последние годы с разрушением детских организаций – пионерии и комсомола – в воспитании возник некий вакуум. Очень скоро почувствовали учителя пагубность для детей этой ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие образовательного учреждения с детскими общественными объединениями.docx

— 17.19 Кб (Скачать файл)

 
Взаимодействие образовательного учреждения с детскими общественными объединениями  – одно из важнейших направлений  формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества.  
 
В последние годы с разрушением детских организаций – пионерии и комсомола – в воспитании возник некий вакуум. Очень скоро почувствовали учителя пагубность для детей этой ситуации. 
 
До сих пор у нас нет научных исследований феномена детских организаций, их места и значения в воспитании молодого поколения, в процессе социализации школьников. 
 
Вряд ли требует особых доказательств утверждение о том, что организация детям необходима. Любая организация – это форма коллектива, союз единомышленников, модель человеческого братства. Это великолепный механизм приобщения ребят к общественным ценностям, коллективному взаимодействию, где есть чувство локтя, поддержка друзей и необходимая помощь. 
 
В организации, как нигде, ребята чувствуют себя защищенными: меня здесь принимают, меня признают, в моём мнении нуждаются, - значит, я в этой жизни чего-то стою. Без этих ощущений и переживаний ребёнок не может состояться как человек оптимистичный, умелый, способный жить в гармонии с людьми и с собой. 
 
Потребность в коллективе, в принадлежности к организации – есть глубинная особенность и русского менталитета, и менталитета россиян других национальностей. 
 
Детские коммунистические организации по-своему удовлетворяли эту генетически и исторически существующую потребность человека. Не всегда хорошо, часто формально. Но вместе с формой мы, к сожалению, отвергли и суть. Отменили пионерию и комсомол быстро, тихо, легко. Никто из родителей и педагогов не бастовал, не устраивал пикетов. Но ни те, ни другие до сих пор не забывали своей пионерской молодости. Не забыли, как дрожал голос во время торжественного обещания, как трепетало сердце, когда повязывали галстук, как под флагом комсомола ходили на субботники, работали в стройотрядах. Нет, это не ностальгия по молодости, прежней жизни. Это ностальгия по романтике всеобщего братства, по идеалу, по великому чувству сопричастности к свершениям своего народа и в светлое будущее безоглядно верили. 
 
Сегодня мы отчетливо понимаем, что в советском государстве была создана достаточно стройная, как сейчас принято говорить, воспитательная система. Продуманная, целостная, единая, завершенная. У неё были вполне определенные цели, высокое и привлекательное содержание, четкие, устоявшиеся ритуалы. 
 
Галстуки, значки, флажки, знамена были символом принадлежности к взрослым формам жизни и поэтому воспринимались детьми как чрезвычайно важные вехи их взросления. Процесс социализации, взросления, переход с одной ступеньки на другую воспринимался школьниками как нечто естественное, органичное, ненасильственное. 
 
Деятельность детских общественных объединений, таким образом, является одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. 
 
В настоящее время в России накоплен позитивный опыт деятельности детских организаций по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские организации признаны школой формирования лидерских качеств молодого человека. 
 
Многие детские объединения, возродившиеся после кризиса пионерской организации, вобравшие в себя лучший её опыт и традиции, эффективно работают в гражданско-патриотическом направлении, используя, современные педагогические и методические подходы. Многие исследования показывают, что современные дети и подростки характеризуются активным стремлением к объединению, признанию их роли в обществе, к самостоятельному поиску путей самоутверждения в социальной действительности. 
 
Многие руководители образовательных учреждений понимают, что у детских объединений и системы образования есть много общего. В первую очередь, это дети, обучающиеся в образовательных учреждениях. 
 
Система образования и детское движение имеют общие задачи: 
 
- развитие творческой личности; 
 
- формирование у детей активной гражданской позиции; 
 
- реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка; 
 
- создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и т.д. 
 
Можно заметить, что в системе детских организаций за последние годы произошли качественные изменения. Всё это требует выработки новых подходов, определения принципиальных направлений взаимодействия органов образования и детских организаций в образовательных учреждениях.  
 
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, когда Россия встала на путь политических и социальных преобразований, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в демократическом обществе. Процесс адаптации к новым условиям сложен, и не всегда он проходит гладко и безболезненно. 
 
Школа учит многому, но, к сожалению, редко дает ответ на вопросы о том, как жить. Житейская несостоятельность у школьников- отличников такая же, как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Уроки физкультуры направлены на развитие координации, гибкости и силы тела. А на каком уроке развивают координацию душевных движений, душевную гибкость и силу? 
 
Ещё в 1991 году, в то переломное время, видя что большая часть учащихся сплочены и не могут жить «изолированно», решили прийти к единому мнению: «Быть или не быть детским организациям?» В организациях провели анкетирование и по итогам оказалось, что большинство ребят только за то, чтобы остались детские организации. Октябрята, пионеры, комсомольцы. Подумали ребята, обговорили и захотели себя просто переименовать. Провели конкурс на лучшую легенду названий и с 1992 года стали именоваться так: «Сентябрята», «Буревестники», «Ровесники». Что же поменялось? Да, ничего, кроме названий. Те же дети, тот же возраст, те же направления в работе, та же шефская работа и тимуровская, участие в общественной жизни, участие в мероприятиях школьных и районных. Сохранился и ритуал приема в организации сохранились символы и атрибуты. Каждая организация имеет свой Устав и свою программу деятельности , текст «Обещания», детское самоуправление. 
 
Думаю, главная ошибка комсомола и пионерии тех времен, что в организации «загоняли» всех. Вал, всеобщность – это гибель для организации. Право быть её членом надо заслужить. Ведь ещё раз повторю, что организация – это союз, единение наиболее достойных. Только тогда принадлежность к ней будет наполнять сознание её членов самоуважением, повышать самооценку и значимость в глазах других ребят 
 
В нашей школе, право быть членом организации можно заслужить хорошей учёбой, трудовыми делами, бескорыстной помощью ветеранам и т.д. Ребята нашей школы к этому стремятся, т.к. видят, что жизнь в организациях имеет цель, смысл, правила, будни и праздники. С образованием детских организаций заметно изменяется особая атмосфера в школе. 
 
Руководит организациями «парламент» во главе с «президентом». Президента избирают члены организаций тайным голосованием. В структуру парламента входят службы (учения, труда, шефская, информационная, культуры и спорта), которыми руководят «министры». 
 
Высшим органом является собрание детских организаций. Высший орган самоуправления рассматривает, обсуждает и принимает решения по любым, как правило, наиболее важным вопросам жизни и деятельности организаций. Он же образует (выбирает и назначает) исполнительно – распорядительные органы самоуправления. 
 
В нашей школе самоуправление школьников рассматривается как важный элемент образовательной среды. Развитие системы ученического самоуправления имеет несколько основных целей. Во-первых, создание благоприятного психологического микроклимата. Работа школьного самоуправления позволяет учитывать мнение учащихся при планировании работы школы. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах дает возможность решать проблемные ситуации, развивает самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы. Во-вторых, школьное самоуправление учит принимать ответственные решения, воспитывает лидерские качества, т.е. способствует успешной социализации школьников. В-третьих, оно дает возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Учителя получают возможность решать многие вопросы жизни класса и школы более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся. 
 
Ученическое самоуправление в школе организовано следующим образом. Ежегодно в школе проводятся выборы президента школы. В каждом классе проводятся выборы совета класса. Представители классов входят в Совет лидеров школьного парламента. В парламенте существует четкое распределение обязанностей: например, существуют службы учения, культуры и спорта и другие. В службы входят все, кто отвечает за то или иное направление работы в классах. В его структуру входят два советника, которые помогают осуществлять взаимодействие парламента с администрацией школы, педагогами. Советниками являются заместитель директора по воспитательной работе и старшая вожатая. Они пользуются правом совещательного голоса и помогают, с одной стороны, соотнести планы парламента с общим планом работы школы, с другой – включить в план работы школы предложения, высказанные школьниками. 
 
Разновозрастные организации нашей школы имеют тесную взаимосвязь с районной федерацией детских организаций. Принимаем активное участие в мероприятиях, конкурсах, выставках, акциях. Служба информации часто помещает информацию о деятельности организации в местной газете. 
 
Рост активности граждан третьего тысячелетия подтверждается статистическими материалами Управления по делам молодёжи Федерального агентства по образованию. Детское движение России сегодня – это более 20 тыс. объединений и организаций, причём около 80 из них охватывают более 5,5 млн. детей, что составляет 30,2 % детей школьного возраста. 
 
Детские общественные объединения были и остаются лидерами в самых различных видах человеческой деятельности, участие в которых рождает у детей и взрослых чувства сопереживания и радости от перемен, связанных с их проявлением. Главным условием развития детской общественной организации являются – учет интересов и потребностей детей, предоставление каждому возможностей для самореализации, продуманная деятельность органов самоуправления, защита интересов всех членов организации, доверие лидерам организации.


Информация о работе Взаимодействие образовательного учреждения с детскими общественными объединениями