Влияние социальных условий на поведение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Социальные условия - условия жизнедеятельности индивида в обществе как в процессе труда, так и в рамках свободного времени (деятельность на уровне домохозяйства, условия образования и т. д.). Социальные условия охватывают такие параметры, как условия труда и его охрана, квалификация работников, уровень образования, здравоохранения, культуры населения и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 29.79 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это - яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек - это разумное существо, личность, субъект социальных отношений и общения.

Личность - это такое психическое  образование, которое при всей его  стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько  важным атрибутом личности, что его  считают “основной формой ее существования”. Личность человека - это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти - творческий. 

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое  состояние организма, особенности  высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также  социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).В качестве основополагающих начал поведения человека можно выделить следующие: способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.

Развитие личности - это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. К внутренним  факторам относятся такие как: особенности физиологии высшей нервной деятельности и анатомо-физиологии человека и др. Внешние факторы- это окружающая среда и общество.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда –  группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие  нравственные и морально-психологические  характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Социальное развитие личности - это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохраняет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д.

Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет  линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от условий среды( биологических и социальных).

Социальные условия - условия жизнедеятельности индивида в обществе как в процессе труда, так и в рамках свободного времени (деятельность на уровне домохозяйства, условия образования и т. д.). Социальные условия охватывают такие параметры, как условия труда и его охрана, квалификация работников, уровень образования, здравоохранения, культуры населения и т. д. Важным показателем, характеризующим социальные условия, является уровень и образ жизни, уровень безработицы, реальные доходы населения, обеспеченность населения материальными благами и услугами. Большую роль в формировании цивилизованных социальных условий играет государственное регулирование. Оно предусматривает социальную защиту населения, программу борьбы с бедностью, государственное развитие образования, здравоохранения и пр.

 

Социализазия

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как  представитель вида, продукт филогенетического  и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические  заданные предпосылки; 

2) наличие социальной среды,  мира человеческой культуры, с  которым ребенок взаимодействует.  Ребенок, не взаимодействующий  с социальной средой, еще не  человек в собственном смысле  слова.Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора  на формирование личности, но и не отводит  ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями.

Таким образом, природные особенности  являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального  опыта, в ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека определяются теми нормами, которые  приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует  концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или  его социальность сводится к потребности  в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

На всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно, или через  группу, но сам набор средств воздействия  можно свести: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно  сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему  норм и ценностей посредством  знаков. Те конкретные группы, в которых  личность приобщается к системам норм и ценностей и которые  выступают своеобразными трансляторами  социального опыта, получили названия институтов социализации. Выявление  их роли в процессе социализации опирается  на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. 

В отечественной и западной науке  имеются различные классификации  факторов социализации, но хотелось бы остановиться    на классификации предложенной Мудриком А. В.. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших группах людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.ирует главным образом мотивацию их поведения.

 

Различия между социализацией  взрослых и детей 

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем  и пожилом возрасте. В мировой практике имеется утверждение, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается  главным образом в изменении  их внешнего поведения, в то  время как детская социализация  корректирует базовые ценностные  ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы;  дети способны только усваивать  их.

3. Социализация взрослых часто  предполагает понимание того, что  между черным и белым существует  множество `оттенков серого цвета`.

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в  выполнении определенных правил. А  взрослые вынуждены приспосабливаться  к требованиям различных ролей  на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как `более хорошо` или `менее плохо`. Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена  на то, чтобы помочь человеку  овладеть определенными навыками.

 

Социальные ориентации и установки

Социальное поведение ориентировано  на общественные ценности, и его  результаты имеют общественное значение. Побудители такого рода поведения следует  искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Поведение человека в обществе определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности — особенностями социума, в который он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и культуры, в которых он вырос. Соответственно возможности успешного включения человека в организационное окружение, научения поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его личности.

Поведение  человека  в  общественной  сфере  весьма  многообразно. Практически, в каком бы ее сегменте не была задействована личность, обнаруживаются свои специфические особенности как по направлениям реализации поведения, так и по содержательным его характеристикам.

Проблема взаимосвязи поведения  и установок являлась одной из самых дискуссионных на протяжении всей истории изучения установок. В основе большинства учений, советов и методик по детскому воспитанию лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Поэтому, если мы хотим переделать образ действия людей, нам следует изменить их душу и образ мышления. Исходя из того, что установки определяют поведение, социальные психологи сошлись на том, что знание установок людей позволяет прогнозировать их поведение.

В повседневной практике мы постоянно  сталкиваемся с тем, что осознанные намерения людей далеко не всегда согласуются с их реальным поведением. Еще более явное противоречие наблюдается между высказанными (вербализованными) программами или планами действий и реальными поступками. С общесоциологической точки зрения указанное несоответствие можно объяснить различиями в содержании и структуре индивидуальных и общественных интересов. Первые выступают предпосылкой индивидуальных «поведенческих программ», а вторые образуют нормативные предписания, подчас не согласующиеся с первыми. Это противоречие разрешается путем устранения существенных различий между общественными и личными интересами в обществе.

Социальное поведение, как и  всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и  социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, установки имеются у него в отношении указанных явлений.

Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны  друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения  человека к ней. В них задана тенденция  действий человека относительно указанных  явлений.

  Личные ориентации создаются  у человека под воздействием  индивидуальных потребностей и  нужд, тогда как социальные ориентации  обусловливаются требованиями других  людей.

Информация о работе Влияние социальных условий на поведение человека