Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа
Несмотря на достаточную, на наш взгляд, исследованность проблемы использования визуальной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях нам представляется возможным показать свое видение данной проблемы, разработать способы применения наглядности в классной и внеклассной деятельности учащихся при изучении английского языка. Поэтому цель нашей работы – состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
1.1.Место наглядности в коммуникативном методе обучения.
1.2.Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий …………………….…………………………16
Выводы по главе I…………………………………………………..………….21
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
2.1. Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения…………………………………………………………..……………25
2.2. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках английского языка в средней школе…….…………..33
2.3.Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка…………………………………………………………………..………….39
Выводы по главе II……………………………………………………..………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..52
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
1.1.Место наглядности
в коммуникативном методе
1.2.Формирование
коммуникативной мотивации учащ
Выводы по главе I…………………………………………………..……
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
2.1. Использование
наглядности при формировании
лексических навыков говорения………………………………………………………
2.2. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках английского языка в средней школе…….…………..33
2.3.Наглядность
и мультимедийное
Выводы по главе II……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..52
ВВЕДЕНИЕ
Проблема использования наглядности на уроках иностранного языка была и остается актуальной. В настоящее время, когда человечество стремится к обществу без границ, стремится к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка, как мощного инструмента межкультурной коммуникации, стало востребованным и престижным. Поэтому сегодня в обучении иностранного языкам значительно расширилась область применения наглядности в обучении иностранным языкам и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке и во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности. Новые УМК по английскому языку для учащихся средних учебных заведений, с которым мы работали во время педагогической практики на четвертом и пятом курсах, содержат богатый иллюстрированный материал, обеспечивающий использование этого наглядного материала учителем. Еще до выхода на первую педагогическую практику мы начали подбирать наглядные пособия к соответствующим грамматическим и лексическим темам, многие из которых были использованы нами на уроках иностранного языка и на внеклассных мероприятиях по предмету. Задача состояла в том, чтобы организовать учебную работу с использованием наглядности так, чтобы она была, как можно эффективной, вызвала бы интерес учащихся к изучаемому английскому языку. Самым приоритетным направлением в обучении иностранному языку на данном этапе является коммуникативный метод, цель которого в общении - взаимодействие субъектов, где происходит обмен знаниями, умениями, навыками, опытом, полезной и нужной информацией. Поэтому перед учителем иностранного языка в средней школе стоит задача: Обучить учащихся владеть языком. Фактором необходимым для общения является потребность в высказывании на иностранном языке на уроке и вне его во внеклассной работе по предмету, потому что мотивированность является характерной чертой этого процесса.
В настоящее время в средней школе в рамках коммуникативного метода существует немало способ мотивировать учащихся на общении и на начальном, и на среднем, и на старшем этапах обучения иностранному языку. Одним из полезных и эффективных способов, конечно, служит наглядный материал, который способствует к побуждению высказывания на языке.
Этот факт и определил актуальность нашего исследования, так как использование какого бы то ни было наглядного материала в классной и внеклассной работе по предмету иностранный язык всегда будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, расширению их кругозора, повысит интерес к изучаемому языку. Иностранный язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах – говорении, аудировании, чтении письма. Поэтому такие средства обучения, как наглядные пособия, дают возможность обеспечить мотивационно – побудительный уровень общения. С помощью отдельных предметов, картин, серией картин, фотографий, схем, рисунков, все возможных ассоциограмм у учителя будет возможность создать на уроке иностранного языка и вне его такие ситуации, которые будут успешно стимулировать и мотивировать учебную речевую деятельность учащихся и вызывать потребность говорить на иностранном языке.
Обоснование темы выбора дипломной работы позволяет определить цели и задачи настоящего исследования. Цель данной работы – рассмотреть вопросы использования наглядности при обучении английскому языку в средней школе, которые способствуют интенсификации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель обучения обусловила и формирование конкретных задач, которые заключаются в освещении актуальности использования наглядного инвентаря в учебно-воспитательном процессе в средних учебных заведениях и разработках языковых заданий с использованием эффективных приемов использования наглядного материала.
Несмотря на
достаточную, на наш взгляд, исследованность
проблемы использования визуальной
наглядности на уроках иностранного
языка в средних учебных
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.
Объектом исследования является обучение устному общению на английском языке с использованием наглядности.
Предмет исследования наглядность, как средство создания коммуникативной мотивации.
Гипотеза: успешное применение принципа наглядности на уроке английского языка зависит от таких факторов как: желание учителя искать и находить свой эффективный метод обучения английскому языку с использованием наглядных материалов, педагогическое мастерство учителя, правильная организация им всего учебно-воспитательного процесса в каждом классе.
Методы исследования: наблюдение за учебно-воспитательным процессом в средней школе, ходом уроков английского языка и использованием наглядных материалов; пробное обучение.
Структура работы: дипломная состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе исследования определяется место наглядности в коммуникативном методе обучения.
Во второй главе речь идет об использовании визуальной наглядности в процессе обучения английскому языку в средней школе
В заключении подводятся итоги вышеизложенного материала.
Список литературы включает 30 наименований, связанных с темой дипломного исследования.
ГЛАВА I РОЛЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
1.1. Место наглядности в коммуникативном методе обучения.
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию. Коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью, которая и вызывает потребность высказать мысль, то есть коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее это содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, которые побуждают его к совместной практической деятельности.
Такие средства обучения иностранному языку, как наглядность стимулирует общение. Ситуативная мотивация воспитывает на уроках иностранного языка и во внеурочной работе по предмету у учащихся средних учебных заведений потребность в общении, создает мотивационную готовность, являющуюся одним из самых важных факторов успешного участия в иноязычном общении. Уровень коммуникативной мотивации часто не зависит от организации учебного процесса по иностранному языку, но в тоже время он является фоном для ситуативной мотивации, уровень которой в значительной степени зависит от того, как учитель обучает языку, как создает речевые ситуации, какими приемами пользуется на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету, какой учебный и дополнительный материал по той или иной теме использует. Ситуативная мотивация воспитывает у учащихся средней школы потребность в общении, создает постоянную мотивационную готовность, которая очень важна для успешного участия в общении, для установления речевого партнерства.
Коммуникативная мотивация – это способ обеспечения инициативного участия учащихся в общении на уроке иностранного языка и вне его, а объективная действительность служит той основой, которая вызывает потребность в общении. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках иностранного языка условий речевого общения, нельзя.
Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимопонимания. Выделяют три функции общения: познавательные, эмоциональные и воспитательные. Развитие навыков общения лежит через аудирование, говорение, чтение, письмо.
Одним из специфических признаков обучения говорению, и через него устному иноязычному общению является мотивированность. В основе мотивации лежит потребность, в основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов: потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному (общая коммуникативная мотивация), и потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность включиться в данную речевую ситуацию (ситуативная мотивация).
Уровень ситуативной мотивации в решающей степени определяется тем, как мы обучаем, в частности, как создаем речевые ситуации, какой используем материал, приемы и т.д. Ситуативная мотивация воспитывает у учащихся на уроке иностранного языка и вне его потребности в общении. Для развития речи учащихся на уроке и вне его учителя иностранного языка в средней школе используют ситуационную организацию обучения, которая дает больше возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Одним из способов создания такой коммуникации является прием использования наглядных средств. В методической литературе наглядность рассматривается как опора в процессе обучения иностранному языку, благодаря которой обучение строится на конкретных предметах, явлениях, образах, которые воспринимаются учащимися.
Наглядность – специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности. Многие учителя преподавании иностранного языка используют прием наглядной семантизации, когда значение слова поясняется не путем перевода, а путем показа обозначаемого этим словам предмета или картинки с его изображением. Эта демонстрация конкретного предмета и является основным недостатком, так как в данном случае наглядность сводится только к зрительному восприятию того, что само по себе не составляет собственно языковых явлений. Ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Наглядность, если исходить из данных психологии (Б.В.Беляев (1965)), нельзя сводить только к зрительному восприятию, так как возможны еще и другие виды наглядности: обонятельная, вкусовая, осязательная, сенсорная, моторная (двигательная), предметная, действенная, внешняя (основанная на восприятии), внутренняя, или умственная, основанная на деятельности памяти и воображения, для которых характерны не восприятия, а представления. Нельзя забывать о языковой наглядности – о том, чему именно обучаются школьники.
Широкое распространение получила лишь одна форма наглядности – внешняя, или перспективная, наглядность, основанная на процессах непосредственно чувственного отражения действительности (ощущении и восприятии).
Другая форма, связанная с мышлением, - внутренняя наглядность не всегда учитывается на практике и не изучается теоретически. Внутренняя наглядность, по мнению И.А. Зимней (1985), служит как бы переходным мостом от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект – отбор языковых средств, составление сообщения. Основная цель обучения устному иноязычному общению как раз и состоит в том, чтобы операции по отбору языковых средств, составлению из них сообщений перевести на уровень фонового автоматизма. Ясно, однако, что сделать это возможно только в том случае, если внимание учащихся в процессе обучения будет направлено на смысловую сторону общения и они будут испытывать потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей. Этой цели и может служить наглядность как внешняя, так и внутренняя, которую можно использовать как средство создания коммуникативной мотивации.
В свою очередь мышление является производной деятельности субъекта и образуется в результате его взаимодействия с объектами реальной действительности. При обучении в качестве объективной действительности выступает наглядность. В процессе выполнения какой-либо деятельности объект может интересовать субъекта в плане его поведения, содержания и структуры. У субъекта в этом случае формируется мыслительное содержание, а ведь с точки зрения деятельностного подхода именно мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности по мнению И.А.Зимней (1991). Именно мыслительное содержание и будет стимулировать субъекта к высказыванию, оно и должно стать наглядностью.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников можно, предъявив в начале урока или перед выполнением какого-либо вида работы ( в течение двух-трех минут) специально разработанный вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картинку, диа- телефильмы и др. Средствами внешней наглядности говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым создается смысловая опора говорения. Как считает Е.И.Пассов (1977), в этом случае внимание ученика направлено только на оформление этого смыслового содержания известными ему языковыми средствами. Желательно соблюдать данное условие на всех этапах формирования навыков и развития речевых умений. Обеспечить это условие возможно в том случае, если учитель будет стремиться использовать на уроке не столько внешнюю наглядность, основанную на ощущениях, сколько внутреннюю наглядность, которая базируется на образе представления. Этот Образ все время видоизменяется и подготавливает переход от высказывания по заданной программе к ситуативному свободному высказыванию, в котором смысловое содержание задано самой структурой мысли, ходом умозаключений, собственной творческой программой. Да ведь и в процессе нормальной речи человек опирается на имеющиеся у него представления о действительности, которые близки к понятиям, а не на ощущения.
Информация о работе Использование визуальной наглядности на уроке английского языка