Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Гипотеза: технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида. Актуальность. Многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА ………………………………………….6
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями……………………….6
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями………….10
1.3 Виды реабилитаций инвалидов…………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЛАСНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ТУНГУСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ- ИНТЕРНАТ»………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- Дети инвалиды.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

       

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Томске

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

По дисциплине «Теория социальной работы»

 

 

 

 

 

 

 

2012                           

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА ………………………………………….6

1.1 Категории детей с ограниченными возможностями……………………….6

1.2 Основные проблемы  детей с ограниченными возможностями………….10

1.3 Виды реабилитаций инвалидов…………………………………………….16

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЛАСНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ТУНГУСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ- ИНТЕРНАТ»………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все люди мечтают о  счастливой судьбе – об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний – утрата здоровья и связанная с ним инвалидность.

Ограничение жизнедеятельности  –это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.1

Человек, имеющий инвалидность, попадает в сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять свои действия, создаются специальные службы

В декларации о правах инвалидов говорится, что эти  люди имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковыми бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий и недостатков, имеют те же основные право, что и их сограждане того же возраста. Это, прежде всего, означает, что у них есть право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.2

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов  человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Более того,  в нашей  стране, как и во всем мире, наблюдается  тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось  в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей  означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.).

В настоящие время проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями являются предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого явления, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.3

Степень разработанности  проблемы. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.

Истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов были заложены еще в трудах таких известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, К. Заблоский, К. Кирейчик и др.

Вопросам, затрагивающим  теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского, Б.Ю. Шапиро, Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих, О.В. Павленко, Д.А. Туболева, Л.П. Храпплина и др.4

Гипотеза: технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы  доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида.

Актуальность. Многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

В современных условиях социальная защита детей с ограниченными  возможностями здоровья перерастает  из разряда социально-медицинской  проблемы в общую социальную задачу, предполагающую, во-первых, системное  взаимодействие для оптимизации этого процесса всего социокультурного окружения человека (семья, дом-интернат, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.). Именно поэтому на сегодняшний день актуальной проблемой выступает исследование системы социальной защиты детей с ограниченными возможностями .

Объект- проблемы детей с ограниченными возможностями.

Предмет – организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель - изучение методов работы с детьми с ограниченными возможностями.

Задачи:

1) изучить различные  категории детей с ограниченными  возможностями;

2) раскрыть основные  проблемы детей с ограниченными  возможностями;

3) рассмотреть основные формы реабилитации детей с ограниченными возможностями

      4) реализация  индивидуальных программ реабилитации  детей- инвалидов в «Тунгусовском  детском дом- интернате»

      5) создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА

1.1.Категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Понятие "человек с  ограниченными возможностями"-

чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.5

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В настоящее время, большое количество человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них много детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности.

Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа  лиц с ограниченными возможностями  на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.

Тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.

Рост инвалидности в  большинстве стран мира связан с  усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.6

Число людей с ограниченными  возможностями неуклонно увеличивается  в нашей стране.

В целом, в дошкольном возрасте от 15% до 25% детей страдают хроническими заболеваниями; среди школьников имеют ослабленное здоровье, болеют хроническими заболеваниями, увеличилось количество девушек страдающих хроническими заболеваниями.

Дети с ограниченными  возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций  приводит ребенка к проблемам  в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его  наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями  здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. В  Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:

1.  нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2.  ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3.  необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Этим же законом функция  определения инвалидности возлагается  на Государственную службу медико-социальной экспертизы.

Министерством труда  и социального развития РФ и Министерством  здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций организма человека:

1.  Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

2.  Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

3.  Нарушения статодинамической функции.

4.  Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Если мы говорим о  детском возрасте, то дети, относящиеся  к первым трем категориям, составляют большую часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих инвалидность. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени) или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения.7

Дети с нарушениями  в развитии - дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Дети с отклонениями в развитии - дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.

Дети с ограниченными  возможностями здоровья - дети, у  которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин "проблемные дети".

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями