Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Молодежная субкультура - это способ самовыражения и самореализации молодежи.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Люди, относящиеся к определенным молодежным субкультурам, обычно отличаются манерой поведения, культуры языка, одеждой, стилем жизни, стереотипами, ценностями и так далее. Основой может служить: музыка, политические взгляды, привычки, интересы.

Содержание

Введение………………………………………..……..3

ГЛАВА I. Сущность молодежных субкультур

1.1 Понятие молодежной субкультуры……….....4

1.2 Возникновение молодежных субкультур...…5

1.3 Анализ………………………………………….6

1.4 Исследования молодежных субкультур……..9

ГЛАВА II. История молодежных субкультур

2.1 Панки……………………………………..…....11

2.2 Готы…………………………………………....12

2.3 Фанаты……………………………………..…..15

2.4 Straight Edge……………………………….......17

2.5 Teddy Boys, моды, скинхеды.………………...19

2.6 Хиппи…………………………………………..22

2.7 Эмо…………………………………………..…24

2.8 Реперы……………………………………….....26

Заключение……………………………………….……...29

Список используемой литературы……………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 75.82 Кб (Скачать файл)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) 
 
 
 

     КАФЕДРА СОЦИОЛОИИ И УПРАВЛЕНИЯ 

     КУРСОВАЯ РАБОТА 

     ПО  СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

     НА  ТЕМУ «МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ» 
 
 
 
 

     Выполнила студентка I курса

     Группы 1бУП1 Соловьева Алена

     Проверила: Золоторева К.Г. 
 
 
 

     Москва

     2012

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение………………………………………..……..3

  ГЛАВА I. Сущность молодежных субкультур

     1.1 Понятие молодежной субкультуры……….....4

     1.2 Возникновение молодежных субкультур...…5

     1.3 Анализ………………………………………….6

     1.4 Исследования молодежных субкультур……..9

  ГЛАВА II. История молодежных субкультур

     2.1 Панки……………………………………..…....11

     2.2 Готы…………………………………………....12

     2.3 Фанаты……………………………………..…..15

     2.4 Straight Edge……………………………….......17

     2.5 Teddy Boys, моды, скинхеды.………………...19

     2.6 Хиппи…………………………………………..22

     2.7 Эмо…………………………………………..…24

     2.8 Реперы……………………………………….....26

Заключение……………………………………….……...29

Список используемой литературы……………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля  жизни, поведения, групповых норм, ценностей  и стереотипов.

     Люди, относящиеся к определенным молодежным субкультурам, обычно отличаются манерой поведения, культуры языка, одеждой, стилем жизни, стереотипами, ценностями и так далее. Основой может служить: музыка, политические взгляды, привычки, интересы.

     Существует большое количество молодежных субкультуры, участники которых очень замкнуты, они хотят изолироваться от общества, предпочитают одиночество и лишь иногда собираются все вместе и общаются только между собой. 

     Молодежная  субкультура - это способ самовыражения и самореализации молодежи.

     В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало  использоваться учеными-социологами  и журналистами при обращении  к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Поэтому я считаю, что эта тема носит актуальных характер в современном мире.

     Объект  моего исследования – это современная  молодежь, их направленность и интересы.

     Цель  моей работы рассказать как можно подробнее о субкультурах и их особенностях.

     Задачи  моей работы:

     1) Рассказать о понятие молодежной  субкультуры.

     2) Проанализировать субкультуру как  поведение молодого поколения.

     3) Назвать наиболее значимые субкультуры на данный момент в XXI веке.

     4) Рассказать о истории этих субкультур.

     5) Рассказать об основных свойствах и тенденциях этих субкультур.

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР 

1.1 Понятие молодежной субкультуры.

     Молодежная  субкультура - достаточно новое и  многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.

     Молодежная  субкультура создается самими молодыми людьми, вся её сущность полностью  понятна лишь знающим и посвященным.

     Понятие молодежных субкультур вначале применялось  социологами западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи — таким образом, понятие "субкультура" связалось с понятием "культурная парадигма", то есть тот набор представлений и правил, который дает своего рода матрицу поведения в разных ситуациях.

     Так же считают, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит  в том, что причиной разнообразия в подростковом мире является выражение  меж возрастной и классовой вражды. Подростки вступают во враждебный мир.

     Представители современных субкультур – неформалы. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и  незаурядность. Человек–неформал –  это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: "я –  личность", бросить вызов миру с его бесконечными буднями и  выстраиванием всех в один ряд. Говоря по научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, в большей или меньшей степени социально обособленной. Атрибуты субкультур, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

     В рамках молодежной субкультуры принято  выделять несколько направлений:

     1. Асоциальные молодежные объединения.  Они стоят в стороне от социальных  проблем, но не представляют  угрозу обществу. Как правило,  это неформальные объединения,  названия которых отражают особенности  их внешнего вида или поведения.  Примерами таких объединений  являются панки, рокеры. Нередко  они связаны с определенным  музыкальным стилем. Например, рокеры  считают своей музыкой ранний  рок-н-ролл, символом которого был  Элвис Пресли.

     2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое "подпитывают" движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путем на государственном уровне.  

1.2 Возникновение молодежных  субкультур

     Появление молодежной субкультуры объясняется  целым рядом факторов:

     1.Социально-экономические  причины (безработица, скучная,  малоинтересная работа).

     2. Различия между поколениями.

     3. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще  нет семьи, профессии, того  круга многочисленных обязанностей  и обязательств, в который с  возрастом попадает всякий взрослый  человек.

     4. Стремление молодежи создать  свой особый мир ценностей,  обрести осмысленный и значимый  досуг, круг единомышленников, возможности  самовыражения. 

1.3 Анализ

     Девиантное поведение подростков (14-17 лет) и молодежи (18-29 лет) имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения, или, в терминологии Р. Мертона, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения. Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемыми в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам. Если этот так, то следует рассмотреть, как специфически для подростков и молодежи проявляется социальное неравенство, противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения.

     Во-первых, во всех обществах понятия «старший»  и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. «Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное  значение, обозначая некоторое неравенство  или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие  «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный  статус». Так что различия возрастные оборачиваются социальным неравенством. И в российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятности или же репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства положения, неравенства  шансов по сравнению со взрослыми получить соответствующее жилье, работу, вознаграждение за нее; сегодня молодые люди - первые кандидаты в безработные.

     Во-вторых, противоречия между постоянно растущими  потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к  молодежи особенно острый характер в  силу противоречия между повышенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться  в мире взрослых и недостаточной  социальной зрелостью, недостаточным  профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

     В-третьих, применительно к молодым, остро  стоит проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) - как форме пассивного протеста.

     Помимо  общих причин девиантного поведения и их действия в молодежной среде можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений. Так, неудовлетворенная потребность в самоутверждении относительно чаще приводит к насильственным преступлениям. Есть факторы, усиливающие тягу молодежи к алкоголю и объясняющие «выбор» именно этой формы девиантного поведения. Если алкоголь вообще облегчает общение между людьми, то для подростков и молодежи данное его свойство становится особенно значимым: в силу недостаточности социального опыта, робости, неискушенности в общении между полами, некоторые пытаются с помощью алкоголя приобрести большую уверенность в себе, преодолеть смущение, чувство неполноценности и так далее.. Посредством злоупотребления алкоголем подростки демонстрируют свою «взрослость», принадлежность к миру взрослых (так называемое «статусное» потребление алкоголя).

     Если  для одной части подростков и  молодежи средством активного самоутверждения  служат иногда преступления, то для  других оказывается предпочтительнее «уход» от чуждого, не понимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение - это формы ретризма, ухода - как результата неприятия социальной действительности и неумения приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

     Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более энергично и жестко ею отторгаются. Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголиков, но меньше, чем сообщество преступников или осужденных. Подростки и молодежь чаще интегрированы в субкультурные группы, нежели взрослые, Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и так далее.

Информация о работе Молодежные субкультуры