Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:25, курсовая работа
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного мнения? И наиболее важный вопрос, на который следует обратить внимание: что же собой представляет общественное мнение в России на данном этапе её развития?
ВВЕДЕНИЕ
Глава I История развития и изучения
общественного мнения. _____________________________1-15
1.1. Общественное мнение, как самостоятельное
направление исследований в истории мировой социологии. ______1-1
1.2. Изучение общественного мнения в 1860 – 1930гг_____________1-3
1.3. «Изучение настроений трудящихся»________________________3-4
1.4. Социология общественного мнения в 60-е начала 80–х г. _____4-9
1.5. Подъём общественного мнения на волне
гласности и перестройки ___________________________________9-12
1.6. Роль общественного мнения в различных
общественных системах. ____________________________________12-15
Глава II Социология общественного мнения__________16-37
2.1. Общественное мнение как социальный институт___________16-21
2.2. Структурные элементы общественного мнения ____________21-22
2.3. Функции общественного мнения _________________________22-27
2.4. Изучение и анализ общественного мнения_________________27-30
2.5 Общественное мнение в России на примере
предвыборных опросов 1993г _____________________________ 30-37
Глава III. Взаимодействие общественного мнения
и средств массовой информации_____________________38-44
3.1. Средства массовой информации как регулятор
общественного мнения______________________________________38-39
3.2. Влияние пропаганды на сознания людей ________________39--42
3.3. Пределы пропаганды___________________________________ 43-44
Заключение________________________________________45-46
Список использованной литературы____________________47
Приложение _______________________________________
1.1. Общественное мнение, как самостоятельное
направление исследований в истории мировой социологии. ______1-1
1.2. Изучение общественного мнения в 1860 – 1930гг_____________1-3
1.3. «Изучение
настроений трудящихся»________
1.4. Социология общественного мнения в 60-е начала 80–х г. _____4-9
1.5. Подъём общественного мнения на волне
гласности и перестройки ______________________________
1.6. Роль общественного мнения в различных
общественных
системах. ______________________________
Глава II Социология общественного мнения__________16-37
2.1. Общественное мнение как социальный институт___________16-21
2.2. Структурные элементы общественного мнения ____________21-22
2.3. Функции общественного мнения _________________________22-27
2.4. Изучение
и анализ общественного мнения_
2.5 Общественное мнение в России на примере
предвыборных опросов 1993г _____________________________ 30-37
Глава III. Взаимодействие общественного мнения
и средств
массовой информации___________
3.1. Средства
массовой информации как
общественного
мнения________________________
3.2. Влияние пропаганды на сознания людей ________________39--42
3.3. Пределы
пропаганды____________________
ВВЕДЕНИЕ.
На данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из под влияние партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Проблема, как изучение общественного мнения и проведения исследований стоит на первом плане, таких социологических центрова как ВЦИОМ, «VP» и т. д.
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного мнения? И наиболее важный вопрос, на который следует обратить внимание: что же собой представляет общественное мнение в России на данном этапе её развития? Эти и некоторые другие вопросы старается раскрыть данная курсовая работа. Важно заметить, что изучение общественного мнения очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве «создатель» каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции. Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время предвыборные кампании и программы партий или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недоствовернными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них своего собственного мнения по тем или иным вопросам. Почему присутствует такое явление? На этот вопрос так же старается ответить курсовая работа.
Но существуют некоторые сложности для подробной разработанности проблемы изучения общественного мнения как социального института, а именно в источниках, с помощью которых была написана данная работа. Дело в том, что данная проблемы ещё не достаточно хорошо разработана, поэтому в списки литературы отсутствуют монографии последних годов выпуска. Монографии, же, написанные в советский период, постоянно делают акцент на общественном мнении, с марксиско-ленинской точки зрения. Выбирая из этих источников всё самое необходимое, невольно проводится параллель между прошлым, когда-то существующим общественным мнением и тем, которое присутствует сейчас в нашем обществе. Так же нужно заметить, что та информация, которая находится в современных учебниках по поводу общественного мнения и его изучения, порой противоречит друг другу. Что касается статей в журналах, они описывают практические вопросы, связанные с изучением общественного мнения, например: «Предвыборные опросы 1993 г. в России критический анализ» В. Э. Шляпентох, которые не приведут теоретических обоснований. Но эмпирические исследования могут показать наглядно ситуацию, связанною с общественным мнением, которая имеет место быть в России или других странах. Соответственно в курсовой работе присутствуют примеры развития и функционирования общественного мнения на основе эмпирических исследований, которые проводили Российские исследовательские центры в разное время. Именно эти исследования являются эмпирической базой исследования общественного мнения, приведенные в конце курсовой работы в виде таблиц. Сама же работа, лишь раскрывает и разрабатывает общие понятия по вопросу общественного мнения и того, что связано с ним, основываясь преимущественно на отечественной научной литературе. Поэтому, снова возвращаясь к проблеме недостаточной разработанности этой проблемы, обращаю внимание на то, что полноценные источники, особенно зарубежные, по вопросу изучения общественного мнения являются труднодоступными или и вовсе отсутствуют.
Так, постепенно следует перейти непосредственно к цели данной курсовой работы, т.е. к исследованию общественного мнения и тем задачам, которые необходимо изучить: определить сущность общественного мнения, исследовать функции его, найти проблемы, связанные с изучением общественного мнения в России и в мире, и то как средства массовой информации влияют на формирование общественного мнения и др.. Но самой важной задачей является изучение общественного мнения как социального института. Именно эти и некоторые другие задачи старается разрешить данная курсовая работа, по средствам разработанного плана.
Разработанный план является структурой работы, т. е. то из чего состоит курсовая работа. А она состоит из введения, трех глав (всего 14 параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I
История развития и изучения
общественного мнения.
1.1 Общественное мнение как
самостоятельное направление
в истории мировой социологии.
Для того чтобы говорить об общественном мнении как социальном институте необходимо, я считаю, проследить его развитие с самих его истоков. Только тогда можно будет понять значимость и сущность такого социального явления в обществе, как общественное мнения.
История развития общественного мнения в России и СССР тесно связана с реальными социальными и политическими процессами, происходившими в стране. А выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследований в истории мировой социологии связано, по крайней мере, с тремя обстоятельствами.
1.Развитие капиталистического производства выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.
2.Развитие демократических
3. Сильный импульс опросам
1.2. Изучение общественного мнения
в 1860–1930-е гг.
Строго говоря, опросы общественного мнения как выражения позиций различных групп населения по злободневным общественно-политическим и другим проблемам ни в дооктябрьский период, ни тем более после установления советской власти в России не проводились. Но подходы к тому, что впоследствии становится предметом социологии общественного мнения были заложены ещё тогда, прежде всего в разработке теории выборочных обследований и опросов.
Конец XIX начало XX столетий можно назвать предысторией развития опросов мнение в России. Первые опросы были проведены по инициативе земств – местных органов самоуправления, созданных в 1864г., а также некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской аудитории. Под эгидой земских властей произошло становление российской статистической науки. Труды земского статиста. А Чупрова и по сей день остаются компонентом теории выборочно метода в мировой литературе.
Также одним из ведущих направлений функционирования была просветительская деятельность. Создаются народные школы, библиотеки, возникает достаточно массовая аудитория читателей газет, иллюстрированных журналов, изданий дешёвых «книг для народа». Эти институты постоянно расширяют поле деятельности, постоянно опираясь на многочисленные эмпирические исследования. Реформы 1860 – 1670 гг., открыв путь капиталистическому развитию России, стимулировали потребность в чтении. Большинство тогдашних читателей ждало от литературы публицистичности, дидактичности, образцов для подражания и критики существующих порядков.
Изучение читающей публики в те годы проводилось людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, редакциями газет и т. п. Основными методами исследования были анализ документов (объём книгопродажи и тиражей изданий, читательских формуляров в библиотеках), опросы читателей библиотек, почтовые прессовые опросы читателей газет и журналов. В конце XIX в. Вятское губернское земство, выпускавшую для крестьян «Вятскую газету», провело опрос читателей. Оказалось, что отношение крестьян к газете во многом определяется идеологическими конфликтами в этой среде. Часто и сама газета является источником таких конфликтов. В газете публиковались материалы, посвящённые сельскохозяйственным и ремесленным новациям. Старшее поколение деревни отрицательно относилось к таким публикациям, а молодые чаще становились на защиту новаций. В этом опросе приняло участие почти 1500 крестьян. Судя по результатам, каждый четвёртый в той или иной степени являлся читателем или слушателем «Вятской газеты». Самыми активными читателями были молодые жители села, а также ремесленники и отставные солдаты.
Одновременно с рассмотренным выше опросом земские статисты Вятской губернии провели опрос работников сельских библиотек, которые характеризовали своих читателей, их интересы, а также отвечали на вопросы о роли сельских библиотек. Результаты показали, что «народная библиотека» рассчитана на определённого читателя, усвоившего грамоту и начальные представления о мироустройстве. Аудитория народных библиотек в основном состояла из учащихся земских школ и недавних её выпускников. В основном это были мальчики и юноши. Женщины в сельской читательской среде были скорее исключением. По результатам упомянутых выше исследований прослеживается, как чтение довольно быстро переходит в конце XIX века из ряда исключений в ряд часто встречающегося явления.
Среди исследований других тематических направлений, которые земские статисты широко развернули в начале прошлого века, отметим изучение вопросов социальной гигиена, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих. В двадцатые годы интерес исследователей сосредоточился на крупномасштабных монографических статистических исследованиях. Изучения оценок мнений, предпочтений в этот период находился на втором плане или вовсе не проводился. Среди работ, выполненных в те годы, выделяется монография Ф. Железнова, где подробно описывается быт крестьян Воронежской губернии. В 20 – 30 годы разворачиваются исследования по проблемам народонаселения. Они базировались на переписи населения 1920 и 1926 гг. Особенно выделяется работа коллектива под руководством Е. Кабо. [12 с. 569 – 571] Теперь мы видим, что опросы всё же осуществлялись некоторыми центральными, провинциальными и американскими газетами.
1.3
«Изучение настроений
Начиная с 30-х годов, проблематика исследований с помощью опросов, резко сужается, а к середине 30–х опросы вовсе прекращаются. Они прекращаются в том смысле, что полностью исчезают со страниц печати, но используются в той форме, которой необходимо правящей власти, т. е. Опросы расширяются как источник закрытой партийной информации. При партийных комитетах всех уровней решением
ЦК ВКП (б) создаются отделы партийной информации. Используя самые разные источники, эти отделы регулярно готовили обобщающие записки о настроении в среде рабочих, на селе, в среде студенчества, молодежи вообще, интеллигенции, в армии, в партийных ячейках и самих органов НКВД-КГБ.
Во времена Ленина, информационные отделы парткомитетов собирали и доносили объективную информацию о политических настроениях по широкому кругу проблем производственной и бытовой жизни всех слоёв населения. По мере ужесточения политико-идеологического режима службы информации, по существу, смыкались по своим функциям со службами НКВД и ГБ. Они превращались в органы «партийной разведки» и политического сыска. Их главная задача теперь состояла не в изучении общественного мнения, желаний и потребностей населения страны. Информационные отделы занимались доносительством об антипартийных и антисоветских настроений, с одной стороны, и созданием впечатления о том, что широкие массы с энтузиазмом принимают очередные партийные решения, с другой. К брежневскому периоду эта система достигла совершенства и слилась с прессой и радио, т. е. органами пропаганды. Тем самым власти пытались создать образ процветающей страны с преобладающей демократической системой управления.
В конце 60-х годов ЦК КПСС и партийные органы на местах начали привлекать социологов к разработке «научных методов» анализа писем трудящихся, создавались системы обработки на ЭВМ информации о письмах в газеты, в партийные и государственные органы. Секретари ЦК КПСС и местные партийные руководители могли при необходимости воспользоваться этой системой на заседании и предъявить «эмпирические доказательства» «упущений» или «серьёзных ошибок».
К сожалению, всё «сказанное выше не имеет ничего общего с нормальной системой изучения общественного мнения. Она демонстрирует лишь её извращения в условиях тотально - идеологизированного и бюрократизированного советского государства, в котором сам объект – общественное мнение – если и существовал, то, как минимум игнорировался властями». Такое отношение существовало вплоть до начала горбачёвских реформ и установления принципа гласности общественно политической и экономической жизни общества.
Информация о работе Общественное мнение как социальный институт