Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современный условиях - социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Введение

 

     Данная тема актуальна не только в Архангельской области, но и во всей стране. Проблема выбора жизненного пути на определенном этапе возрастного и социального развития является важным как для индивида, так и для общества в целом. Обществу нужны молодые люди, обладающие навыками инновационного поведения, профессиональной состоятельностью, заботой о защите интересов России, активным участием в общественной жизни, стремлением к преемственности традиций и нравственных ценностей.

     Проблемы профессионального выбора и самоопределения молодежи по-прежнему не теряют своей актуальности, поскольку, в соответствии с основными тенденциями развития демографической ситуации в Российской Федерации, доля молодежи в структуре населения рабочего возраста будет расти и составит к 2010 г. 34%, а ее жизненные приоритеты будет обуславливать развитие страны. Особенно это важно в условиях социальной рыночной экономики, когда делается акцент на самостоятельность индивида в выборе профессии и последующем трудоустройстве.

Таким образом, необходимость  изучения социологических особенностей и  анализа факторов, способствующих профессиональной ориентации молодежи и степени их влияния на занятость, определяют актуальность данной работы.

Объектом исследования является учащаяся молодежь как особая социально-демографическая группа. Предметом исследования являются социологические особенности и факторы профессиональной ориентации и занятости молодежи в современных условиях.

Цель данной работы –  проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

  • определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
  • раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
  • выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;
  • раскрыть основные принципы опыта работы с выпускниками школ в службе занятости населения Архангельской области;
  • установить проблемы и перспективы межведомственной координации работы по организации профессиональной ориентации молодежи.

     Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация. Проблема профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), другим – к окончанию 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессионального учебного заведения. Процесс самоопределения школьников, профессионального  включения в жизнь общества, адаптации в различных структурах сопряжен с выбором направлений получения дальнейшего образования.

Будущие молодые специалисты в большинстве случаев ориентированы на те профессии, которые имеют престиж и востребованность на рынке труда, способные обеспечить рабочее место, достойный заработок, хорошие условия труда и защитить от безработицы. В свою очередь, рынок труда предъявляет к выпускникам учебных заведений свои требования к рабочей силе. Среди них, во-первых, необходимость обладать профессией, пользующейся спросом на рынке труда. Во-вторых, быть профессионалом в своей области, обладать способностью и желанием пополнять свои знания и умения. В-третьих, уметь быстро адаптироваться в новой социальной сфере. Чтобы быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, выпускники должны обладать определенными качествами, навыками, способностями и умениями.

Жесткая конкуренция на рынке труда, безработица привели к тому, что молодежь оказалась социально незащищенной. В этих условиях еще более остро встает вопрос о выборе профессии. Выбрать профессию равносильную выбору судьбы. Рыночные отношения поставили молодежь в иные условия труда, да и сам труд кардинально изменился. От человека требуется высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, последним достижениям науки и техники. Человек в наши дни необязательно будет иметь оплачиваемую работу на протяжении своей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией.

Чтобы уменьшить вероятность роковой  ошибки в поисках дела по душе и по своим силам, нужно в процессе поисков призвания повышать у молодежи уровень информированности по основам выбора профессии. По мнению ученых, педагогов, психологов и профконсультантов, в решении этой проблемы молодым людям важно иметь представление о себе, о мире профессии, и видах профессионального образования; о труде и субъектах труда; о выбираемом роде деятельности.

     Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только способствует организации  учебной деятельности, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему, когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни.

В настоящее время  экономические и организационные  изменения  повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений  между высшими учебными заведениями, предприятиями, государственными и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. В условиях отсутствия государственного распределения выпускников вузов предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общим сокращением численности работающих, с другой - более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем, опытом работы.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи России в 90-е годы

    1. Основные проблемы, ценности и принципы жизни как основные факторы, влияющие на профессиональную ориентацию молодежи

 

После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из  тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическая идеология и были провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашена главенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которой стал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.

     Все эти изменения повлекли за собой кардинальное изменение принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д. Изменились социальные ориентиры, произошла переоценка традиционных ценностей. Была ликвидирована сложившаяся ранее система социализации молодого поколения, что привело к необходимости самостоятельно приспосабливаться к новым условиям вхождения в общество.

Подавляющее большинство населения  оказалось не готово к этому: многие остались без работы, так как новый  рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году, отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Следует рассмотреть социальные, экономические, культурные, и политические условия, в которых живет и развивается молодежь России в 90-е годы, проблемы молодого поколения. Это является необходимым для полного раскрытия темы о профессиональном самоопределении молодежи, так как выбор сферы, характера будущей деятельности и профессии напрямую зависит от ценностных ориентаций молодежи. О проблемах молодежи и в частности о проблеме профессионального самоопределения молодежи России и пойдет речь в данной главе.

Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.

В молодежном обществе нарастают индивидуалистические настроения. Смена коммунистической идеологии повлекла за собой смену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества. Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать о собственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая безработица заставляет молодежь «вертеться», проявлять большую инициативу и напористость. В то же время «приблатненность», семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высоких покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения.

В то же время наблюдается положительная  тенденция к возрастанию сознательности  и «взрослению» молодежи, что способствует цивилизованной социализации молодежи и подготовки ее к взрослой жизни.

Стоит также отметить наблюдение, которое сделали в результате анализа результатов исследований ценностных ориентаций уральских студентов  профессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) Вишневским Ю.Р. и Шапко В.Т. Один из вопросов анкеты звучал так: «К чему Вы стремитесь и чего уже добились в жизни». Были получены ответы представленные в таблице:

Таблица 1

Сферы достижения успехов

Уже добились

Пока не добился, но считаю, что мне это по силам

Хотел бы, но уже вряд ли добьюсь

В моих жизненных планах этого нет

Итого

           
           

Получить хорошее образование

33,40%

48,20%

11,40%

7,00%

100

           

Получить хорошую работу

15,50%

59,50%

19,40%

5,60%

100

           

Создать прочную счастливую семью

27,80%

59,90%

6,90%

5,40%

100

           

Создать собственный  бизнес

5,90%

28,30%

26,30%

39,50%

100

           

Стать достаточно богатым  человеком

2,00%

40,40%

37,80%

19,80%

100

           

Стать знаменитым человеком, чтобы привлечь к себе внимание общества

1,60%

13,30%

11,40%

73,70%

100

           
           

Заниматься любимым  делом

27,70%

55,60%

13,20%

35,00%

100

           

Побывать в разных странах мира

7,60%

49,40%

34,50%

8,50%

100

           

 

Полученные данные свидетельствуют  о том, что нынешняя молодежь больше всего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью(59,9%). Очень велик процент тех, кто уже создал такую семью(27,7% - третье место). Это говорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит и ценит семьей и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, и объясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточной материальной и моральной опоры. Видимо влияет и фактор неблагополучия и в собственной семье. Молодежь не хочет повторять ошибок взрослых и, испытав на себе жестокость в своих семьях, не желает данной участи своим детям.

Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам  получить хорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом. Примерно половина опрошенных уверена  в том, что им по силам побывать в разных странах. В то же время примерно равен процент тех, кто считает, что ему по силам и не по силам стать богатым человеком. Значительно по сравнению с началом девяностых молодежь охладела к созданию собственного бизнеса.

Около 6 % не хотят создавать собственную семью, в пределах этой цифры процент тех, у кого не входит в планы получение образования, профессии. Не входит в планы занятие любимым делом у 35% респондентов.

Это говорит о том, что достаточно велика прослойка тех, кому чужды  идеалы и ценности цивилизованного общества, и что самое печальное еще больший процент молодежи смирилось с тем, что им не стать богатыми и не заниматься любимым делом.

     Общий анализ показывает, что сформировался костяк молодежи оптимистически смотрящей в завтрашний день и уверенной в своих силах, для нее главной ценностью является семья и к вопросу создания ее они подходят очень серьезно. Несмотря на неопределенность и нелогичность в выборе основной цели, молодежь четко определила общие очертания своей будущей жизни.

Далее был задан главный развернутый  вопрос анкеты о согласии респондентов с основными ценностями и принципами жизни человека. Были получены результаты, отображенные в таблице :

Таблица 2

Основным результатом анализа  распределения ценностей по важности стало то, что около 2/3 опрошенных ставят на первые места ставят свободу, честность, личную ответственность за свою судьбу, собственную индивидуальность и независимость.

Можно говорить о том, что молодое  поколение усвоило и приняло  ценности свободного, демократического  государства с рыночной экономикой, которые задекларированы в основном законе Российской федерации – Конституции РФ.

Информация о работе Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современный условиях - социологический аспект