Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
• определить основные проблемы, ценности и принципы жизни молодежи в 90е годы;
• раскрыть сущность профессиональной ориентации и занятости молодежи в 90е годы;
• выявить основные проблемы профессиональной ориентации современной молодежи в Архангельской области;
Введение
Данная тема актуальна не только в Архангельской области, но и во всей стране. Проблема выбора жизненного пути на определенном этапе возрастного и социального развития является важным как для индивида, так и для общества в целом. Обществу нужны молодые люди, обладающие навыками инновационного поведения, профессиональной состоятельностью, заботой о защите интересов России, активным участием в общественной жизни, стремлением к преемственности традиций и нравственных ценностей.
Проблемы профессионального выбора и самоопределения молодежи по-прежнему не теряют своей актуальности, поскольку, в соответствии с основными тенденциями развития демографической ситуации в Российской Федерации, доля молодежи в структуре населения рабочего возраста будет расти и составит к 2010 г. 34%, а ее жизненные приоритеты будет обуславливать развитие страны. Особенно это важно в условиях социальной рыночной экономики, когда делается акцент на самостоятельность индивида в выборе профессии и последующем трудоустройстве.
Таким образом, необходимость изучения социологических особенностей и анализа факторов, способствующих профессиональной ориентации молодежи и степени их влияния на занятость, определяют актуальность данной работы.
Объектом исследования является учащаяся молодежь как особая социально-демографическая группа. Предметом исследования являются социологические особенности и факторы профессиональной ориентации и занятости молодежи в современных условиях.
Цель данной работы – проанализировать изменения профессиональной ориентации молодежи в Архангельской области, определить особенности профориентации в данном регионе. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация. Проблема профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), другим – к окончанию 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессионального учебного заведения. Процесс самоопределения школьников, профессионального включения в жизнь общества, адаптации в различных структурах сопряжен с выбором направлений получения дальнейшего образования.
Будущие молодые специалисты в большинстве случаев ориентированы на те профессии, которые имеют престиж и востребованность на рынке труда, способные обеспечить рабочее место, достойный заработок, хорошие условия труда и защитить от безработицы. В свою очередь, рынок труда предъявляет к выпускникам учебных заведений свои требования к рабочей силе. Среди них, во-первых, необходимость обладать профессией, пользующейся спросом на рынке труда. Во-вторых, быть профессионалом в своей области, обладать способностью и желанием пополнять свои знания и умения. В-третьих, уметь быстро адаптироваться в новой социальной сфере. Чтобы быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, выпускники должны обладать определенными качествами, навыками, способностями и умениями.
Жесткая конкуренция на рынке труда, безработица привели к тому, что молодежь оказалась социально незащищенной. В этих условиях еще более остро встает вопрос о выборе профессии. Выбрать профессию равносильную выбору судьбы. Рыночные отношения поставили молодежь в иные условия труда, да и сам труд кардинально изменился. От человека требуется высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни, последним достижениям науки и техники. Человек в наши дни необязательно будет иметь оплачиваемую работу на протяжении своей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией.
Чтобы уменьшить вероятность роковой ошибки в поисках дела по душе и по своим силам, нужно в процессе поисков призвания повышать у молодежи уровень информированности по основам выбора профессии. По мнению ученых, педагогов, психологов и профконсультантов, в решении этой проблемы молодым людям важно иметь представление о себе, о мире профессии, и видах профессионального образования; о труде и субъектах труда; о выбираемом роде деятельности.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только способствует организации учебной деятельности, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему, когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни.
В настоящее время
экономические и
Глава 1. Профессиональная ориентация молодежи России в 90-е годы
После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическая идеология и были провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашена главенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которой стал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.
Все эти изменения повлекли за собой кардинальное изменение принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д. Изменились социальные ориентиры, произошла переоценка традиционных ценностей. Была ликвидирована сложившаяся ранее система социализации молодого поколения, что привело к необходимости самостоятельно приспосабливаться к новым условиям вхождения в общество.
Подавляющее большинство населения оказалось не готово к этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году, отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Следует рассмотреть социальные, экономические, культурные, и политические условия, в которых живет и развивается молодежь России в 90-е годы, проблемы молодого поколения. Это является необходимым для полного раскрытия темы о профессиональном самоопределении молодежи, так как выбор сферы, характера будущей деятельности и профессии напрямую зависит от ценностных ориентаций молодежи. О проблемах молодежи и в частности о проблеме профессионального самоопределения молодежи России и пойдет речь в данной главе.
Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.
В молодежном обществе нарастают индивидуалистические настроения. Смена коммунистической идеологии повлекла за собой смену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества. Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать о собственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая безработица заставляет молодежь «вертеться», проявлять большую инициативу и напористость. В то же время «приблатненность», семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высоких покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения.
В то же время наблюдается
Стоит также отметить наблюдение,
которое сделали в результате
анализа результатов
Таблица 1
Сферы достижения успехов |
Уже добились |
Пока не добился, но считаю, что мне это по силам |
Хотел бы, но уже вряд ли добьюсь |
В моих жизненных планах этого нет |
Итого |
Получить хорошее образование |
33,40% |
48,20% |
11,40% |
7,00% |
100 |
Получить хорошую работу |
15,50% |
59,50% |
19,40% |
5,60% |
100 |
Создать прочную счастливую семью |
27,80% |
59,90% |
6,90% |
5,40% |
100 |
Создать собственный бизнес |
5,90% |
28,30% |
26,30% |
39,50% |
100 |
Стать достаточно богатым человеком |
2,00% |
40,40% |
37,80% |
19,80% |
100 |
Стать знаменитым человеком, чтобы привлечь к себе внимание общества |
1,60% |
13,30% |
11,40% |
73,70% |
100 |
Заниматься любимым делом |
27,70% |
55,60% |
13,20% |
35,00% |
100 |
Побывать в разных странах мира |
7,60% |
49,40% |
34,50% |
8,50% |
100 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь больше всего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью(59,9%). Очень велик процент тех, кто уже создал такую семью(27,7% - третье место). Это говорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит и ценит семьей и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, и объясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточной материальной и моральной опоры. Видимо влияет и фактор неблагополучия и в собственной семье. Молодежь не хочет повторять ошибок взрослых и, испытав на себе жестокость в своих семьях, не желает данной участи своим детям.
Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам получить хорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом. Примерно половина опрошенных уверена в том, что им по силам побывать в разных странах. В то же время примерно равен процент тех, кто считает, что ему по силам и не по силам стать богатым человеком. Значительно по сравнению с началом девяностых молодежь охладела к созданию собственного бизнеса.
Около 6 % не хотят создавать собственную семью, в пределах этой цифры процент тех, у кого не входит в планы получение образования, профессии. Не входит в планы занятие любимым делом у 35% респондентов.
Это говорит о том, что достаточно велика прослойка тех, кому чужды идеалы и ценности цивилизованного общества, и что самое печальное еще больший процент молодежи смирилось с тем, что им не стать богатыми и не заниматься любимым делом.
Общий анализ показывает, что сформировался костяк молодежи оптимистически смотрящей в завтрашний день и уверенной в своих силах, для нее главной ценностью является семья и к вопросу создания ее они подходят очень серьезно. Несмотря на неопределенность и нелогичность в выборе основной цели, молодежь четко определила общие очертания своей будущей жизни.
Далее был задан главный развернутый вопрос анкеты о согласии респондентов с основными ценностями и принципами жизни человека. Были получены результаты, отображенные в таблице :
Таблица 2
Основным результатом анализа распределения ценностей по важности стало то, что около 2/3 опрошенных ставят на первые места ставят свободу, честность, личную ответственность за свою судьбу, собственную индивидуальность и независимость.
Можно говорить о том, что молодое поколение усвоило и приняло ценности свободного, демократического государства с рыночной экономикой, которые задекларированы в основном законе Российской федерации – Конституции РФ.