Понятие социально опасной семьи и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие семьи и ее функции;
- изучить факторы, оказывающие влияние на семью;
- рассмотреть понятие социально опасной семьи;
- рассмотреть основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие и функции «нормальной семьи»…………………………………... 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на формирование личности
в семье…………………………………………………………………………….. 8
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Понятие социально опасной семьи и ее характеристика………………….. 12
2.2 Особенности работы с социально опасными семьями…………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая социально опасные семьи.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие и функции  «нормальной семьи»…………………………………... 6

1.2 Факторы оказывающие  влияние на формирование личности 

в семье…………………………………………………………………………….. 8

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО ОПАСНАЯ  СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Понятие социально  опасной семьи и ее характеристика………………….. 12

2.2 Особенности работы  с социально опасными семьями…………………….. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Терминологический словарь»

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что во все времена вопрос воспитания ребенка занимал одно из ведущих мест, поскольку этим обусловлено то, каким будет общество людей и в каком направлении оно будет развиваться дальше. Процесс воспитания  ребенка ставит перед собой задачу развития гармонично развитой личности и осуществляется несколькими институтами, основным из которых является семья ребенка. Через семью ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные навыки и умения, воспринимает ценности и идеалы, которые в дальнейшем использует в своей жизни и передает своим детям. Процесс воспитания в семье обусловлен выполнением ею определенных функций посредством которых осуществляется формирование личности ребенка, передается ему осознание себя, как части общества, определяется его мировоззрение.

Однако следует отметить, что воспитание семьи может носить как положительный, так и отрицательный характер, что обусловлено рядом факторов, влияющих на функционирование семьи и позволяет считать определенные семьи социально опасными для воспитания ребенка.

Одним из основных факторов, оказывающих сильнейшее влияние  на функционирование семьи являются социально – экономические условия, в которых существует семья. Современные социально-экономические условиях России таковы, что на ряду с тем, что с одной стороны происходит рост благосостояния определенной части членов общества,  с другой стороны характеризуются наличием определенных социально негативных явлений в другой его части. К таковым можно отнести высокий рост инфляции, низкий уровень жизни части российского общества, безработица, рост преступности, наркомания, алкоголизм, которые увеличивают риск появления семей попадающих в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи стремятся выжить, а, следовательно, вопрос воспитания детей становится менее важным.

Кроме негативных социально – экономических условий, существует ряд факторов, которые могут повлиять на семью и повлечь ее попадание в группу семей находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними. Это связано с традициями в семье, с опытом самих родителей в воспитании, который передан ими предыдущими поколениями, со взглядами родителей на вопросы поведения, образования, культуры, этики и пр. Немаловажным фактором могут являться особенности развития ребенка, который требует специальных условий для воспитания и многое другое.

Какими бы факторами  не было вызвано неблагополучие семьи, оно негативно сказывается на развитие ребенка.

Изучением проблемы социально опасных семей занимались многие советские и российские учёные такие, как Л.В. Мардахаев [15], А.С. Макаренко [14], М.И. Буянов [6], Л.С. Алексеева [1], Ф.А. Мустаева [19], , А.В. Мудрик [18] и многие другие.

Объектом исследования является семья. Предметом исследования являются социально опасные семьи.

Целью работы является рассмотрение социально опасных семей.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие  семьи и ее функции;

- изучить факторы,  оказывающие влияние на семью;

- рассмотреть понятие  социально опасной семьи;

- рассмотреть основные  направления работы социального  педагога с социально опасными  семьями.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие  методы научного исследования: сравнительный метод, в результате которого было осуществлено сравнение нормальной и социально опасной семьи; Метод изучения нормативно-правовой базы, позволивший выявить права и обязанности родителей при воспитании ребенка, а также права социального работника при работе с социально опасными семьями; Метод изучения монографических публикаций и статей, позволивший дать понятие семьи, выявить ее основные функции, определить факторы, влияющие на семью; аналитический метод, позволивший выяснить основные направления работы социального педагога с социально опасными семьями.

Структура курсовой работы способствует достижению поставленных нами целей. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ СЕМЬИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ

 

1.1 Понятие  и функции «нормальной семьи»

 

Семья является сложным социальным образованием. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом  и духовном воспроизводстве населения [7, с.42].

Некоторые исследователи  определяют семью как основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [18, с.101].

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду  жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Понятие «нормальная семья» является достаточно условным. Будем считать нормальной семьей ту семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты  и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Нормально функционирующая  семья ответственно и дифференцированно  выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Под функциями семьи  понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой классификации  семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

- репродуктивную - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

- воспитательную - духовное воспроизводство населения. Семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

- хозяйственно-бытовую - поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

- экономическо-материальную - поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

- функцию организации досуга - поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

- функцию социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Многие авторы разделяют функции семьи на специфические и неспецифические [23, с.64]. Специфическими функциями семьи можно назвать функции, которые следуют из понимания сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. Неспецифические функции семьи выполняются семьей лишь в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции  семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции  семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

 

1.2 Факторы  оказывающие влияние на формирование  личности в семье

 

На формирующуюся личность в семье оказывают влияние  многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

  1. Субкультурные – факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи [13, с.191]:

- состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);

- кровно-родственные  связи членов семьи, определяющие её своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);

- жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;

- морально-психологический климат семьи (его своеобразие) - фон, определяемый её социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.

2) Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку [13, с.190]:

- собственный опыт семейного воспитания;

- педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;

 

- готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и

пр.;

- уровень образования и личная культура членов семь и как пример для детей;

- авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;

- родительская любовь как основа воспитания, её рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;

- отношение родителей к воспитанию ребенка.

3) Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей [13, с.192]:

- уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;

- преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);

- умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;

- управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д.;

- создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка с о сверстниками и другими людьми;

- воспитание избирательности в отношении к среде, людям;

- динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;

- приобщение к труду, самообслуживанию – трудовое воспитание;

- умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания;

- типичные ошибки семейного воспитания.

4) «Детский» фактор – своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания [13, с.194]:

- своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми  нуждами и пр.);

- особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.

Информация о работе Понятие социально опасной семьи и ее характеристика