Проблема безработицы среди молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.
3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.
4. Выявить причины безработицы среди молодежи.
5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.
6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ: БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ 5
1.1 Занятость и безработица: содержание, характеристики 5
1.2 Молодежь как социальная - демографическая группа 8
1.3 Проблема безработицы среди молодежи 13
1.4 Социальная работа с безработными за рубежом 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЗАНЯТОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛОГОЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 20
2.1 Обоснование исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

3 курс курсовая работа Проблема безработицы среди молодежи.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Рынок труда  в Республике Беларусь начал формироваться  в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни населения. Все это привело к уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, следовательно, увеличению безработных, а также к появлению скрытой безработицы. В этих условия появились новые проблемы, связанные с изменением статуса работника, расширение спектра социальных требований к человеку, в том числе инициативности, предприимчивости, самостоятельности. Именно качественное развитие людских ресурсов ставится на первое место среди всех приоритетных условий достижения устойчивого развития современного и будущего человечества. Таким будущим для Беларуси является молодежь.

На сегодняшний  день весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Чтобы наиболее чётко представить данную проблему, дадим пояснение основным понятиям, которые будут использованы в данной работе.

Безработный - человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по независящим от него причинам.

Безработица – социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин независящих от них.

Занятость - деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход. Вознаграждение за выполненную работу.

 

Объектом данной работы является молодёжь как социально группа на рынке труда.

Предмет: деятельность отдела занятости по работе с безработной молодёжью.

Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме

2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.

3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.

4. Выявить причины безработицы среди молодежи.

5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.

6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.

Описать проблему безработицы среди молодёжи и  установить её причины помогли следующие методы и методики: анализ литературы по данной проблеме,  опросы, беседы со специалистами отдела занятости и молодёжью.

 

 

ТеОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ: Безработица и ЗАНЯТОСТЬ

    1. Занятость и безработица: содержание, характеристики

 

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость — общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок, доход, [2, с. 149].

Структура занятости  населения характеризуется следующими составляющими:

- граждане, работающие по найму и имеющие оплачиваемую работу, подтверждённую соответствующим документом;

- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);

- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;

- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;

- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;

- граждане, занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами, [2, с. 152].

Различают несколько  категорий  занятости: полную, продуктивную,  эффективную.

Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь  оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие  циклической безработицы, но допускает  наличие  фрикционной и структурной  безработицы.

Продуктивная занятость - занятость в общественном производстве, т.е.  производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет, в конечном счете, уровень и качество жизни населения. Отношение продуктивной  занятости к общей занятости населения получило название уровень рациональной занятости.

Эффективная занятость  использование занятой рабочей  силы без  потерь, когда получается наибольший материальный результат.

Невозможность обеспечения  занятости трудоспособного населения  приводит к безработице.

Безработица – социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин независящих от них, таких как:

- циклическое развитие экономики;

- экономические кризисы;

- внедрение достижений научно-технического прогресса;

- изменение в демографической структуре трудоспособного населения.

К безработным относят  лиц, трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период: 

-  не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или  коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали  объявления в печати предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе; 

- проходили обучение или переподготовку по направлению службы  занятости.

Для отнесения к категории "безработный" обязательно наличие  у лиц  трех, первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве  безработных, если они занимались поиском работ, были готовы приступить к  ней.

Различают несколько  основных видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.

Фрикционная  безработица  связана с переменой места  работы. Она существует всегда, так  как  граждане в поисках лучшей работы достаточно часто меняют свое место работы и  идут на это добровольно.

Структурная  безработица   связана    с   изменением  структуры  производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей  силы и  спроса на нее.

Циклическая безработица возникает в определенные моменты жизни  общества:  во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на  рабочую силу очень низок.

Существует четыре основных теоретических направлений, объясняющих  причины безработицы:

1. Классическое объяснение (доминировало среди экономистов в 30-годы до появления кейнсианства): безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, то есть безработица. Получается, что безработица возникает по вине самих работников (требование повышения заработной платы). Следовательно, регулируя (снижая) заработную плату, можно регулировать занятость.

2. Марксистское объяснение  исходит из того, что безработица зависит от динамики органического строения капитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, которое постоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерам относительно избыточное, то есть избыточное по сравнению со средней потребностью капитала, а потому излишнее или добавочное население. В условиях частной собственности на средства производства собственнику выгодно иметь резервную армию труда. Ею можно манипулировать как угодно, преследуя интересы капитала.

3. Кейнсианское объяснение: совокупный спрос управляет производством,  а значит, и занятостью. Дж. Кейнс  не отрицал, что понижение заработной  платы может привести к повышению  занятости, а ставил под сомнение  действенность такого подхода.  Он предлагал, чтобы государство противостояло безработице путем активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, что в итоге должно привести к повышению спроса на рабочую силу.

4. Современной объяснение: безработица – следствие деформации и инерционности рынка труда. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами, [2, с. 158].

Уровень безработицы - отношение  численности безработных к численности  рабочей силы, т.е. сумме числа  работающих и числа безработных.

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда.

 

1.2 Молодежь как социально - демографическая группа

 

Молодежь как особую социальную группу рассматривают с  самых разных позиций и взглядов. Исторически понятие молодежи возникло в рамках социологической проблематики. Так в социологическом плане выделяют две стороны влияния общества на социальное развитие молодёжи.

Социологи считают, что «с одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества» [3, с. 176], что, в конечном счете, сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости и сформированности самой социальной структуры. «С другой стороны, социально-экономические и политические процессы, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах» [3, с. 176].

Одно из первых определений  понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [11, с. 73]. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально - психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [10, с. 564].

Конкретные условия  существования молодости как  периода в жизненном цикле  человека определяют особенности молодёжного  сознания, набор соответствующих ценностей, которые служат своеобразной основой мотивационной составляющей поведения данной социально-демографической группы. «Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности» [3, с. 178].

Границы молодежного  возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и  культуры, условий жизни людей. Воздействие  этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.

В возрастной психологии молодость характеризуется как  период формирования устойчивой системы  ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса  личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. В поведении молодёжи прослеживается сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Информация о работе Проблема безработицы среди молодёжи