Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:28, дипломная работа
Цель исследования - разработка программы по совершенствованию уровня реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации;
2) Дать оценку уровню реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в субъектах федерации на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального обслуживания населения «Доброта»;
3) Разработать программу мероприятий по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации………………................7
1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты……..….7
1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан…………………………...18
1.3. Органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….27
Глава 2. Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»…..……………….37
2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания……………….37
2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан………………………………………………………...44
2.3. Мероприятия по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области……………………….52
Заключение…………………………………………………………………...63
Библиографический список………………………………………………..
2
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Проблемы социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации………………...............
1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты……..….7
1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан…………………………...18
1.3. Органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации………………………………………………………
Глава 2. Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»…..……………….37
2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания……………….37
2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан………………………………………………………..
2.3. Мероприятия по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области……………………….52
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..67
Введение
Происходящие в России перемены привели к возникновению целого ряда социальных проблем. Одной из таких проблем на общем фоне сложной экономической ситуации в стране, является проблема снижения уровня дохода граждан, что автоматически отнесло многих к категории малоимущих. Государство должно принять все необходимые меры, чтобы помочь таким людям вернуть свой утерянный статус, иначе промедление может привести к углублению кризиса и к формированию более тяжких социальных последствий.
Вопросы социальной защиты малоимущих должны решаться с применением современных технологий, которые ориентированы в первую очередь на социальную реабилитацию и адаптацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. В этом и заключается актуальность проводимого исследования. Необходимо определить, насколько применяемые технологии социальной защиты малоимущих семей и отдельно проживающих граждан соответствуют требованиям времени.
Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта».
Предмет исследования – система социальной защиты малоимущих граждан РФ.
Цель исследования - разработка программы по совершенствованию уровня реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации;
2) Дать оценку уровню реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в субъектах федерации на примереГосударственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального обслуживания населения «Доброта»;
3) Разработать программу мероприятий по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы и нормативных правовых актов;
2) наблюдение;
3) метод количественного анализа;
4) метод сравнения.
Следует отметить, что рассматриваемая проблема очень слабо разработана в имеющихся научных и правовых источниках. В основном авторы рассматривают проблему социальной защиты малоимущих семей, затрагивая такие негативные явления как беспризорность, насилие в семье, безнадзорность, подростковая преступность, лишь изредка акцентируя своё внимание на вопросах социальной защиты малоимущих граждан как отдельного направления социальной политики государства.
Среди авторов, которые в той или иной мере занимались исследованием в данной области, можно выделить таких как Е.И. Холостова, В.С. Торохтий, Н. Аккерман и многих других. Полный перечень литературных источников приведён в конце работы.
Исследования Е.И. Холостовойпосвящёны анализу современного состояния и тенденций развития семьи. Особое место отводится вопросам социальной защиты малоимущей семьи, созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Торохтий B.C. в своих исследованиях выделяет значимость психолого-педагогического обеспечения проблемы социальной защиты малообеспеченной семьи. Этот вид обеспечения профессиональной деятельности входит в проблемную область теории социального воспитания, социальной защиты и поддержки семьи. Сегодня все больше и больше специалистов, работающих в городском и сельском социуме, остро нуждаются в определенной системе реализации достижений прикладной психологии и педагогики в своей практической деятельности, так как от правильной организации психолого-педагогического обеспечения их профессиональной деятельности во многом зависит успешность восстановления социальной активности малоимущих в современных условиях.
Аккерман Н. исследует влияние семьи на процесс социализации личности ребёнка и устанавливает взаимосвязь проявляемых у подростков расстройств с социальными и экономическими проблемами семьи.
Гипотеза – технология социальной защиты малоимущих граждан должна включать в себя не только компенсационные мероприятия, но и меры социальной реабилитации, которые позволяли бы им решать экономические проблемы и восстанавливать свой утраченный статус.
Научная новизна дипломной работы заключается в приоритетной постановке и решении задач всестороннего анализа и выявления слабых мест в системе социальной защиты населения и разработке мер по ее совершенствованию для снижения уровня бедности и социального иждивенчества трудоспособных малоимущих граждан.
Практическая значимость дипломной работы. Мероприятия, разработанные в настоящей работе, можно использовать как в теоретических, так и в практических целях.
Выводы, полученные в процессе исследования, позволяют обосновать необходимость выработки властными структурами и социальными институтами общей стратегии социальной работы с малоимущими в социально-экономических условиях. Исследование может способствовать своевременному выявлению групп населения, требующих специальной государственной поддержки, и может использоваться для проведения всесторонней и объективной оценки эффективности мероприятий по борьбе с бедностью.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана практическая значимость выполненной работы.
В первой главе работы рассмотренысоциальная защита малоимущих граждан, рассмотрены основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан, а так же органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрена организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта».
В заключении сформулированы основные выводы и результаты дипломной работы.
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации
1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты
Сущность социальной защиты в отечественныхисточниках раскрывается по-разному.
С точки зрения Конституции Российской Федерации «социальная защита» может рассматриваться как минимум в трех направлениях.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции – главной целью экономической политики социального государства является повышение благосостояния населения. Социальный характер Российской Федерации находит свое выражение и в том, что, согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Статья 39 – гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Согласно этой же статье, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41 Конституции установила, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Таким образом, поскольку Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то термином «социальная защита» могут охватываться мероприятия в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и т.д.
В научной литературе сущность социальной защиты определяется в несколько иных аспектах.
По мнению Б.А. Райзберг Б.А. и Л.Ш. Лозовского под социальной защитой следует понимать заботу государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.[40, 247]
Другое определение даёт В.Ф. Пилипенко. По его мнению, под социальной защитой следует понимать систему гарантированных государством постоянных или долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам, сиротам, престарелым условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности в целях предоставления им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как видно, в толковании В.Ф. Пилипенко ничего не упоминается о малоимущих.
Другие авторы сущность социальной защиты рассматривают в двух направлениях. Под социальной защитой в широком смысле они понимают деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. В узком смысле социальная защита в их толковании представляется как комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Как видится, понимание проблемы социальной защиты в широком и узком смыслах является наиболее приемлемой. Действительно, механизмы социальной защиты направлены на всех граждан, проживающих на территории государства. Например, существующую систему бюджетных трансфертов можно также рассматривать как меры социальной защиты граждан, проживающих на территориях дотационных субъектов Российской Федерации. То есть, имеет место опосредованная социальная защита даже тех граждан, которые в ней не нуждаются. Перечисляемые из вышестоящих бюджетов трансферты обеспечивают нормальное функционирование социальной сферы, включая образование, медицину, правоохранительную деятельность и другие.
Что касается малоимущих граждан, то данная категория является относительной и связана она с уровнем социально-экономического развития общества.
Понятие «малоимущий» в толковом словаре русского языка Ушакова соотносится с такими понятиями как «бедный», «необеспеченный». Такое определение нельзя назвать определённым, так как понятие «бедный» очень расплывчато. Например, те граждане, которые по современным меркам живут бедно, лет 200 назад могли бы себя отнести к вполне зажиточным членам общества.
В толковании Т.Ф. Ефремовой, малоимущий – тот, кто имеет недостаточно средств для существования. Таким образом, она связывает это понятие с самим существованием человека. Очевидно, что под существованием она подразумевает тот минимальный набор благ, которые должен иметь любой человек для нормального существования. Она предлагает в качестве основного критерия отнесения граждан кмалоимущим использовать уровень их средств (доходов), который должен быть ниже определённой величины, за чертой которой человек не может нормально существовать.
Точка зрения Ефремовой Т.Ф. является более современной. Действительно, отнесение граждан к малоимущим должно осуществляться на основании определённого критерия, в качестве которого выступает уровень их доходов. Для этого необходимо определить этот уровень, и если доходы определённого гражданина, ниже этого уровня, он автоматически должен получать статус малоимущего, и принимать социальную защиту со стороны государства.
Информация о работе Проблемы социальной защиты малоимущих граждан