Введение
Проблема устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
несомненно, носит актуальный характер.
Ситуация, сложившаяся в современной
России, определяется сложными изменениями
во всех сферах жизни, касается всех социальных
институтов и особенно серьезно отражается
на семье, что приводит к ее неустойчивости,
росту разводов, нестабильности детско-родительских
отношений, снижению роли ряда функций
и, в частности, таких, как: репродуктивной,
социализирующей, первичного социального
контроля, духовного общения. Все это вместе
взятое стимулирует распространение безнадзорности,
беспризорности, сиротства. К 2012г., по
данным различных Министерств и ведомств,
социологических исследований, детей-сирот
в Российской Федерации насчитывалось
около 750 тысяч. Не является секретом то,
что в последние годы в России в условиях
продолжающейся нестабильности социально-экономической
и политической жизни наблюдается устойчивая
тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Основными причинами увеличения
детей-сирот при живых родителях являются
падение жизненного уровня большинства
российских семей, утрата понятия семьи
как основной единицы общества и осознания
ее как основы нравственной ценности,
рост внебрачной рождаемости, увеличение
числа родителей, ведущих асоциальный
образ жизни, отказ от новорожденных детей,
и т.д.
В связи с этим защита прав и
интересов детей, оставшихся без попечения
родителей, приобретает огромное практическое
значение. Возникает в первую очередь
вопрос об устройстве таких детей в обществе.
Важно, чтобы каждый ребенок
воспитывался в семье, ее тепле и уюте,
среди любящих его родных и близких людей.
Ребенку необходимо иметь свой дом и свою
семью, любящую и заботящуюся о нем.
Сегодня на всех уровнях государственного
управления и общественной жизни активно
формируется понимание того, что дети
– сироты и дети , оставшиеся без попечения
родителей нуждаются в помощи, которая
не должна ограничиваться помещением
его в детское учреждение. Самое оптимальное
решение судьбы осиротевшего ребенка
– найти для него новую семью.
Анализ зарубежного и отечественного
исторического опыта социальной помощи
детям, оставшимся без попечения родителей,
отраженного в работах И. Н. Малиновского
, Л. Б. Морозовой, В.Н. Ослон, А.Б.
Холмогоровой, свидетельствует, что
наибольшую эффективность дает воспитание
в замещающей семье, поскольку ему присущи
непрерывность, продолжительность, устойчивость
, возможность обеспечения индивидуального
подхода, безопасности, защищенности ребенка,
удовлетворения потребности в более тесных
эмоциональных отношениях, привязанности
Интенсификация процесса передачи
детей-сирот в приемные семьи со стороны
федеральных , региональных , муниципальных
властей наряду с положительным, при психолого-педагогической
неподготовленности родителей, их социальной
незрелости, несформированности общественного
мнения, отсутствии специалистов дает
и противоположный эффект: растет число
отказов от приемных детей и соответственно
их возврат в детские дома, увеличивается
количество фактов семейного насилия
над такими детьми, остаются нерешенными
вопросы взаимоотношений замещающих родителей
и детей после достижения последними совершеннолетия.
В последние годы возросло число
исследований, в которых рассматриваются
вопросы: история призрения детей, оставшихся
без попечения родителей (Л.В. Бадя, А. М.
Нечаева, М.В. Фирсов и др.); профилактика
социального сиротства (Э.К. Бекова, И.Ю.
Осипова и др.); Социализация сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
в государственных учреждениях; Абельбейсов В. А. воспитание детей в семьях усыновителей,
опекунов, приемных родителей (Ж.А. Захарова,
А.С. Спиваковская, А.Б. Холмогорова и др.)
; Жизнеустройство детей-сирот (Брызгалов,
М. В. ); Стандартизация деятельности
органа опеки и попечительства по развитию
семейных форм жизнеустройства детей-сирот
(Скоробогатова, М. М.).
Вместе с тем анализ литературы и исследований,
отечественного опыта убеждает в том,
что проблемы, прежде всего, касающиеся
методов работы по устройству детей сирот
и выработке технологии, еще недостаточно
изучены.
Проблема устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
повсеместна во всех городах России и
наш город Магнитогорск не является исключением.
Поэтому необходимость развития различных
форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в настоящее
время не вызывает сомнений.
В данной исследовательской
работе мы постараемся определить главные
методы работы по устройству детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
в замещающие семьи.
Целью исследования является
изучение форм устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения данной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) рассмотреть исторический аспект устройства
детей- сирот в России;
3) раскрыть сущность понятий
усыновление, опека, попечительство;
4) выявить наиболее ценные для сегодняшнего
времени формы работы с детьми-сиротами;
5) выяснить какие формы устройства детей
существуют в настоящее время;
6) рассмотреть понятие приемной семьи;
7) выяснить какие причины побуждают
людей к усыновлению детей;
8) рассмотреть порядок образования
приемной семьи;
9) изучить проблемы приемных
семей в г. Магнитогорске
Объектом исследования данной
курсовой работы служат сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей,
а также приемные родители.
Предметом исследования будут
служить методы работы с детьми-сиротами
и детьми оставшимися без попечения родителей
.
Гипотеза исследования: Устройство
детей-сирот в замещающие семьи будет
эффективно, если будет проводиться
качественная работа по подготовке и поддержке
приемных родителей с целью профилактики
отказа их от приемного ребенка и возвращения
его в детский дом.
Методы исследования:
1) теоретические:
- теоретический анализ
психологической, педагогической, социологической,
методической литературы;
- изучение и обобщение
опыта работы с заменяющими
семьями в г. Магнитогорске;
2) эмпирические:
- анкетирование;
- анализ документов;
Опытно-экспериментальная база
исследования: МУ «Центр социальной помощи
семье и детям г. Магнитогорска» «Школа
приемных родителей»
Структура работы: работа
состоит из введения, основной части
состоящей из двух глав, заключения,
списка литературы и приложения (анкеты).
Глава I. Теоретические
основы по положению детей-сирот и мер
по их устройству и поддержке
- . Исторический аспект социальной проблемы сиротства и устройства детей-сирот в России
Согласно статье 1 Федерального
закона «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
(от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции
от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот
относятся дети, у которых умерли оба или
единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей, оставшихся
без попечения родителей, относятся
те, кто остался без попечения,
единственного или обоих родителей
в связи с лишением их родительских
прав, признанием родителей безвестно
отсутствующими или недееспособными,
объявлением их умершими, длительно
болезнью родителей, препятствующей
выполнению ими родительских
обязанностей, отбыванием наказания
в местах заключения и нахождения
их под стражей в период
следствия. [ ст 1 ]
В современных исследованиях
(А. Дзугаева, Н. Иванова, И.И. Осипова) выделяются
различные категории детей-сирот:
1) прямые сироты (дети, потерявшие
родителей в результате смерти
последних);
2) условные сироты (дети,
имеющие одного или двух живых,
документально известных родителей,
которые либо лишены родительских
прав, либо отказались от своих
детей);
3) временные сироты (дети,
переданные родителями на попечение
государству в связи с материальными
трудностями при условии сохранения
родительских прав);
4) социальные сироты. Социальный
сирота - это ребенок, который имеет биологических
родителей, но они по каким - либо причинам
не занимаются воспитанием ребенка и не
заботятся о нем. В этом случае заботу
о детях берет на себя общество и государство.
Это и дети, родители которых юридически
не лишены родительских прав, но фактически
не заботятся о своих детях. [ ]
В любом государстве и любом
обществе всегда были, есть и будут дети,
которые по разным причинам остаются без
попечения родителей. И в этом случае общество
и государство берет на себя заботу о развитии
и воспитании таких детей
В России практика социальной
помощи детям-сиротам имеет свои глубокие
культурно-исторические корни.
История детского призрения
на Руси началась и развивалась вместе
с внедрением христианства и возлагалась
на князей и церковь.
После крещения на Руси (988 год)
то, что раньше регулировалось обычным
правом, постепенно начинает брать на
себя церковь. Теперь Русь берет жизнь
детей под сохранение своих законов.
Когда Русь еще не была единым
государством Российским, призрение детей-сирот
было частным делом князей, или же возлагалось
на церковь. В любом случае оно осуществлялось
из религиозных, моральных побуждений,
рассматривалось как богоугодная акция.
В древние времена существовали
и конкретные способы защиты осиротевшего
ребенка – это усыновление или передача
под опеку. В те времена это называлось
"сыновство", прием "стороннего"
в состав семьи. Причем такие формы совершались
еще в те времена, когда существовала древняя
семья с патриархальным отцом семейства
во главе, в которую одинаково входили
"и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки)
из чужой семьи". Со временем все более
отчетливым становится намерение усыновителя
иметь наследника, который бы поминал
души бездетных супругов.
Опека над несовершеннолетними
имеет свою глубокую историю. Первый случай
опеки над ребенком упоминается в летописи
в 879 году. После смерти родителей опекунами
становились ближайшие родственники,
которые в роде занимали место умерших.
По существу опекунские отношения были
только личными. Опекун заботился только
о воспитании и кормлении сироты, о его
защите. Имущество же принадлежало всему
роду. Возможно именно потому, что опекуну
принадлежали только права без имущественных
обязанностей, он был безответственен.
С возникновением Московского
государства положение детей в основном
оставалось прежним. Осиротевшие дети
либо отдавались в монастырь, либо же их
брали в зажиточный дом, где их воспитывали
и обучали какому-нибудь занятию, а по
достижении совершеннолетия отпускали.
Крестьянских детей, оставшихся
без родителей, отдавали на воспитание
родственников или посторонних людей
вместе с их имуществом. Если у ребенка
не было никакого имущества, то он жил
мирским подаянием.
В дальнейшем, помощь бедным
стала считаться не только частным делом,
но и делом правительственной власти.
Ближе к концу XVII века ставился
вопрос о создании специальных домов для
осиротевших детей. Тогда же зародилась
идея государственного призрения.
В эти времена, в связи с недостатком
рабочих рук, к ребенку-сироте относились
как к будущему работнику. Именно поэтому
такие дети отдавались государством ,
как частным лицам, так и церковным учреждениям,
причем труд беспризорников был бесплатным.
Это отражает наиболее примитивную форму
общественной и государственной заботы.
Помимо этого продолжали существовать
и две основные формы устройства осиротевших
детей в семью – усыновление и опека. Опека
начинает подвергаться более детальному
правовому регулированию. Более четким
становится круг возможных опекунов, куда
могут входить: отчим, ближайшие родственники
ребенка. Кроме того, опекун превращается
в представителя интересов опекаемого.
С началом XVIII века на исторической
сцене появляется личность, происходит
ограничение церковной власти над брачно-семейными
отношениями.
Петр I уделял достаточное внимание
реформам в сфере опеки детей. Он повелевал
призревать сирот "без призрения после
родительства оставшихся подкидышей или
явленных таких, которых воспитывать мужского
пола до 7 лет, а потом посылать в школы
определенные, а женского пола обучать
грамоте, також следующих мастерств...".
Что же касается непосредственно опеки
как формы устройства ребенка в семью,
то на этот счет появилось следующее указание:
магистраты (а не церковь) обязаны смотреть,
"чтобы сироты не оставались без опекунов,
назначение которых и наблюдение за которыми
поручает магистратам же".
Таким образом, во времена Петра
опека становится особой функцией государства.
При Екатерине II российское
законодательство по-прежнему не давало
перечня ограничений родительской власти
на случай злоупотребления ею.
В годы ее царствования имело
место одно существенное нововведение,
имеющее отношение к положению детей.
Если раньше, незаконнорожденные подкидыши
закрепощались путем их закрепления за
воспитателями, чьими крепостными они
становились, то теперь они стали поступать
до совершеннолетия в ведомство приказов
общественных учреждений, после чего становились
вольными. За владельцами закреплялись
только незаконнорожденные дети крепостных
матерей.