Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для достижения поставленной цели решались такие исследовательские задачи:
определить феномен досуга в контексте СКД;
сформировать понятие и функции досуга;
выделить цели и мотивы культурно-досуговой деятельности;
определить основные технологии организации досуга на примере различных возрастных групп населения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
Понятие и функции досуга…………………………………………...6
Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности………………..9
Основные черты технологий культурно-досуговой деятельности..13
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………………………...29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ СКД…………………..6
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ……………………………………..16
2.1 Технологии организации досуга детей и подростков……………..16
2.2 Организация досуговой деятельности молодежи…………………..21
2.3 Технологии организации семейного досуга………………………..26
2.4 Реализация развивающего потенциала
досуга людей пожилого возраста…………………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. Но ещё в начале 16 в. английский мыслитель и гуманист Т. Мор в своём знаменитом трактате «Утопия» писал, что всё время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах или лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятия. Это была лишь прекрасная мечта, осуществление которой стало возможным только в условиях современного общества.
Время человеческого отдыха один из главных смыслообразующих факторов нашей жизни. Только здесь мы целиком предоставлены сами себе и живем предельно свободно – так, как хотим. Ради этого, собственно, и суетимся в наше рабочее время. Поэтому анализ содержания свободного времени – того, как проводят его люди – является одной из важнейших характеристик качества их духовности и целой жизни.
В течение рабочего времени человек имеет дело с ограниченной информацией, связанной, главным образом, с его профессией. Остальная информация – интеллектуальная и эмоциональная – потребляется и перерабатывается им в свободное от профессиональной деятельности время.
В
современной социально-
Современность предлагает нам огромное разнообразие видов и форм проведения досуга. Все они настолько разнообразны, что сделать правильный выбор в плане полезности и целесообразности крайне сложно. «Глаза разбегаются» – это как раз тот случай! Наверное, даже свободного времени не столько, сколькими способами нам предлагают его осуществить.
Цели и задачи исследования. Цель исследования – определить современные технологии организации досуга.
Для
достижения поставленной цели решались
такие исследовательские задачи
Объектом данного исследования является досуг как феномен СКД.
Предмет исследования – технологии организации досуговой деятельности.
Методология исследования. Методологической основой исследования являются методы синтеза и анализа, терминологический анализ. Терминологический анализ использовался для определения основных понятий работы: досуг, досуговая деятельность, культуно-досуговая деятельность, технологии культурно-досуговой деятельности. Метод анализа – для выделения основных составляющих и осоновных функций ключевых понятий и явлений Метод синтеза – для обобщения материала курсовой работы в единое целое.
Теоретической базой исследования является: позиционирование досуга в культурологическом аспекте Ю.А. Стрельцовым; рассмотрение досуга и культуры в социологическом аспекте Г.Е. Зборовским; теоретические аспекты досуга, рассматриваемые А.Д. Жарковым и Т.Г. Киселевой с Ю.Д.Красильниковым; исследование досуга в контексте СКД И.В. Воробъевой; история и эволюция досуговой деятельности, предложенная в работе В.М. Чижикова и А.Д. Жаркова; основные технологии культурно-досуговой деятельности, выделенные Е.И. Григорьевой и А.Д. Жарковым.
Структура
исследования обусловлена целью и задачами
исследования. Курсовая работа содержит
введение, 2 раздела, выводы и список использованной
литературы, который содержит 30 источников.
Основное содержание работы изложено
на 35 страницах, дополненного 3 страницами
списка использованной литературы (всего
– 39 страниц).
РАЗДЕЛ 1
ФЕНОМЕН
ДОСУГА В КОНТЕКСТЕ
СКД
1.1.
Понятие и функции досуга
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности следует обратить внимание на этимологию и значение понятия «досуг». До начала ХХ века досуг рассматривали исключительно как способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время.
На сегодняшний день слово «досуг» употребляется в следующих значениях:
• в качестве синонима свободного времени;
• как свободная (нерабочая) деятельность;
• как синоним состояния (переживания) человека в определенный момент (например «Мне недосуг об этом думать»). [6, c.23]
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой в смысловом плане своеобразный коктейль из понятий «отдых», «развлечения», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это в идеальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не подходит для научного и учебного использования.
К сожалению, в подходах к вычленению и пониманию досуга как такового, нет до сих пор полного единства и в нашей специальной литературе. Исторически сложилось ж, что здесь одновременно существовали три позиции, первая из них – деление временного бюджета взрослого человека на «работу» и «не работу», в рамках которой досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и тоже. Суть второй позиции составляло отождествление понятий «досуг» и «свободное время». В рамках третьей позиции досуг квалифицировался в качестве части свободного времени, где из последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям. [24, c.5-6]
Необходимо, прежде
всего, уточнить содержательную сторону
понятия «досуг» и на этой основе
выстраивать соответствующую
Существенным
представляется вопрос о пропорциях,
соотношении между
Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры. [16, c.145]
В предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях. Первая из них — рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении. [24, c.6-7]
К основным характеристикам досуга следует отнести: свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется); возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью); гедонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаждения); компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).
Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величины других компонентов общего временного бюджета личности и прежде всего от рабочего и той части внерабочего времени, которые относятся к т.н. непреложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соответственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг – сокращение рабочего времени и совершенствование служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непреложных затрат времени.
Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей. К последним правомерно отнести прежде всего потребление культурных ценностей (чтение, слушание, телесмотрение, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, любительские занятия – хобби, физкультурно-оздоровительные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, могущие иметь место затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры.
Содержание применительно к досугу – это внутренний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмещается, заключается, составляет их сущность. Практически каждый из структурных элементов обладает способностью иметь различающееся в качественном отношении содержательное наполнение. Например, применительно к культурно-творческим занятиям это, может, будет художественное, техническое, декоративно-прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою очередь каждый из обозначенных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составляющих. В контексте общей характеристики досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в качестве определения временного отрезка, входящего в состав общего бюджета времени человека наряду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как времени характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности.
В
научной и популярной литературе
встречаются достаточно много разнообразных
типологий современного досуга. Не вдаваясь
в их подробную характеристику, выделим
наиболее значимые из них в плане предпринимаемого
нами культурологического анализа свободного
времени. К ним можно отнести деление досуга
на деятельный и бездеятельный; рекреационный
и развивающий; ежедневный, еженедельный,
праздничный, отпускной; домашний и внедомашний;
индивидуально организованный и коллективно-организационный.
Вполне естественно, что здесь правомерны
и другие, в том числе и дополнительные,
элементы классификации и признаки классифицирования.
[24, c.7-8]
1.2 Цели и мотивы культурно-досуговой деятельности
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.
Информация о работе Современные технологии организации досуга