Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 02:37, реферат
Цель: Определить степень воздействия средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций личности в современных социально-культурных условиях.
Введение.....................................................................................................................3
1. Ценностные ориентации личности в современных социально-культурных условиях.......................................................................................................................5
2. Средства массовой информации в системе факторов формирования ценностных ориентаций...........................................................................................19
Заключение.................................................................................................................26
Список литературы....................................................................................................
«Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций средствами СМИ».
Выполнила: Романова Д.Р.
Москва 2013
Содержание
Введение......................
1. Ценностные ориентации
2. Средства массовой информации
в системе факторов формирования ценностных
ориентаций....................
Заключение....................
Введение
Средства массовой информации, на сегодняшний день, являют собой четвертую власть, способную воздействовать, контролировать и изменять образ жизни, поведение, личностные качества и систему ценностей человека. Естественно, что от средств массовой коммуникации зависят не все социальные процессы, но являясь мощнейшим проводником информации, многоканальная трансляция продуктов массовой культуры, с раннего детства влияет на сознание и мировоззрение индивида. По причине преобладания коммерческих телевизионных каналов, которые носят в основном развлекательный характер, а тематика и содержание ряда программ, выходящих в эфир, противоречат общечеловеческой морали и ценностям.
Распространение интернета по всему земному шару и появление его даже в самых отдаленных уголках планеты, рождает социальную потребность в глобальной сети, что приводит каждого человека к необходимости разделять свое существование на виртуальный мир и реальность.
«Целью воздействия средств массовой информации является массовое сознание как намеренно формируемое через информационную политику, с одной стороны, а с другой — уже обладающее набором некоторых качеств».
«Массовое сознание — это сознание, мировоззренческое этическое ядро которого втянуто в поле массового стереотипа, ценностей ''человека массы''».1
Формирование полноценной личности является приорететной задачей всех ск институтов. Их непрерывное взаимодействие - залог здорового общества, когда же процесс диалога между ними нарушен, то и степень их влияния различна.
На сегодня уровень воздействия средств массовой информации резко возрос, но характер продуктов, в основном развлекательный.
Хотя, являясь социально-культурным институтом, средства массовой коммуникации имеют возможность использования всего арсенала социально-культурных технологий. Каждая из которых обладает педагогическим потенциалом. Использование социально-культурных технологий средствами массовой информации лишь благотворно скажется на становлении мировоззренческих позиций подростков, обогатит его нравственно, интеллектуально и духовно. Для этого все продукты средств массовой информации необходимо грамотно дифференцировать. С начала этого года, предприняты первые шаги подобного рода, на коммерческих и государственных каналах появились возрастные ограничения. Но возрастной критерий не единственный, по которому необходимо разделить телевизионные программы. Образовательные, просветительные, культуротворческие, игровые, рекреационные и многие другие технологии скс направлены на созидание адекватной, интеллектуально развитой, творческой и гуманной личности. Вооружившись вышеперечисленными технологиями, средства массовой информации обретут новые формы, характер и содержание. Обретут возможность позитивно воздействовать на систему ценностей формирующийся личности, путем трансляции истинных, общечеловечесих и духовных ценностей.
Конечно же продукты средств массовой информации обладают не только отрицательными характеристиками, а выполняют рекреационную, просветительную, информативную функции и многие другие, которые способствуют лишь развивитию личности. Данные позитивные проявления наблюдаются при налаженном взаимодействии всех социально-культурных институтов, включающих средства массовой информации, которые выступают
в качестве связующего звена в получении и передаче общественно-важной и цивилизационно-значимой информации. Содержание транслируемой информации, ее моральные, личностные, ценностные установки, идеологическая направленность влияют на все этапы становления индивида.
Объект: ценностные ориентации
Предмет: формирование ценностных ориентаций средствами массовой информации
Цель: Определить степень воздействия средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций личности в современных социально-культурных условиях.
Ценностные ориентации личности в современных социально-культурных условиях
Начальный этап формирования индивида происходит в семье, где индивид получает начальные навыки и умения для дальнейшего существования.
Семья в свою очередь, являясь одним из социальных институтов, дает человеку первое представление о социуме, коммуникации и культуре.
Социальный институт является общественной организацией, наиболее полно отражающей взаимодействие людей, с учетом их потребностей, интересов и ценностных ориентаций2.
Социальные институты так или иначе связаны с социально-культурной сферой. Они обеспечивают культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей3 .
К наиболее важным социальным институтам можно отнести: институт семьи, система образования, средства массовой информации.
Институт СМИ, являясь самым молодым из вышеперечисленных, со временем
выработал ряд методик, технологических приемов, с помощью которых осуществляется трансляция информации. Здесь мы не будем говорить о технических средствах, используемых СМИ, углубимся лишь в те, которые соотносятся с технологиями СКД и воздействуют на личностное развитие и формирование системы ценностей.
Здесь, классификация и суть технологий СКД, будет рассмотена в контексте каждого социального института, с целью обозначить многогранность сферы и доказать адаптивность технологий СКС ко всем отраслям жизнедеятельности общества и в частности человека.
Технология - это механизм способный воплотить теорию в практику. Технологии, разработанные социальным институтом, учавствуют в наиважнейших процессах, связанных с воспитанием, обучением, творческим развитием и социализацией. Так как все социальные институты существуют в рамках социально-культурной сферы, то технологии СКД абсолютно аналогичны технологиям применяемым социальными институтами.
Большинство ск технологий основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов.
Технологии, применяемые в сфере социально-культурной деятельности делятся на 3 вида:
1) Общие
Ориентируют на процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (процесс внедрения хозяйственных механизмов в практику учреждений культуры и досуга)
2) Функциональные (отраслевые)
Совокупность методов, средств для реализации определенного содержания сфер культуры и досуга (Технология информационно-познавательной и просветительской деятельности).
3) Дифференциальные (возрастные)
Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами.
Исследования Ч.Кули доказывают выдвинутое им предположение о незаменимости семьи и других первичных социальных групп в приобщении индивида к культуре, нормам, правилам и общечеловеческим ценностям, и в формировании потребности человека в социальной среде и способности к коммуникациии. Первичные группы, по убеждению Ч.Кули « дают индивиду самый ранний и самый полный опыт социального единства, не подверженый изменениям как, например группы с более сложной организацией».
Тоесть наиважнейшей задачей первичных групп является передача накопленного опыта, который включает процессы обучения, воспитания, социализации. Наличие этих процессов указывает на педагогический потенциал общественной системы.
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества — это история развития семьи. Сегодня семья — ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодолением межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия4 .
Семья выполняет ряд необходимых, в связи с историческим развитием общества, функций: досуговую, рекреативную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, репродуктивную.
Воспитательные технологии в семье
Воспитательные технологии - совокупность приемов и методов направленных на развитие и совершенствование интеллектуальных, нравственных , личностных, социальнозначимых характеристик индивида.
Сущность воспитательных технологий заключена в ряде предписанных функций, а именно:
1. Передача социального опыта и социализация индивида
2. Развитие творческих навыков и способностей ребенка
3. Объективная с точки зрения
социума оценка его
4. Мотивация к познанию и
5. Воздействие на формирование
личностных качеств человека, отвечающим
внутренним характеристикам
Отраслевые (функциональные ) технологии социально- культурной деятельности: просветительные, рекреативные, творческие, креативные и т. д.
Просветительные технологии в СМИ нашли свое отражение в продуктах масс-медиа, имеющих познаватиельный, осведомительный характер. Например, на телевидение — это всевозвомжные документальные, научные, образовательные программы («Галелео» на СТС, «Академия» телеканал «Культура» и т.п)
В радиоэфире просветительные технологии могут выражаться в различных познавательных рубриках, как и в периодике. В интеренете все зависит от запроса пользователя, его потребностей и целей.
Рекреативные технологии в СМИ - это те продукты масс-медиа, которые способны в настоящий момент, либо на протяжении неограниченного колличества времени, оказывать благоприятное воздействие на физическое и эмоциональное состояние индивида. Приятным, расслабляющим эффектом может обладать любой развлекательный продукт СМИ, но лишь единицы в итоге могут каким-либо образом благотворно сказаться на физическом и моральном состоянии индивида. Данный вид так называемой рекреации, при частом ее использовании, напротив ведет в деградации личности, ее отчуждении и десоциализации.
Творческие технологии с институтом СМИ связаны неразрывно, так как для трансляции любого продукта масс-медиа необходим творческий подход. Творчество присуще и телевидению, и радио, и тем более печатной продукции, но ньюансом творческих технологий сми является то, что продукты СМИ могут лишь мотивировать потребителя к творчеству. Прямую направленность на реализацию творческих порывов, сейчас можно наблюдать( по-моему мнению) лишь в интернете.
Креативные технологии в СМИ имеют ту же спепцифику, что и творческие.
В свою очерредь выше перечисленные технологии применимы к возрастным дефиренцированным технологиям (моновозрастные, специальные, частные и комплексного типа). Если просветительные технологии рассмотреть в синтезе с моновозрасными, то выделяются те продукты СМИ, которые адресованы определенной возрастной группе.
Необходимо отметить, что возрастные технологии играют ключевую роль в подготовке, практически любого продукта СМИ, так как любая программа, статья и т. п., еще на начальном этапе создания, определяет возрастные рамки аудитории, с учетом потребностей, образа жизни и степени интеллектуального развития.
СМИ, в настоящее время, охватывает все сферы деятельности человека и все периоды его взросления и формирования как личности и, неоспоримо, коренным образом влияет на систему ценностей отдельно взятой личности. Мало того, ценностные ориентиры подрастающего поколения, в большей степени сформировано институтом СМИ, так что здесь мы можем говорить о способности СМИ формировать ценностные ориентации не только отдельно взятой личности, но и целого поколения.
Просветительные технологии в системе образования - важнейший инструмен передачи знаний.
Информация о работе Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций средствами СМИ