Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.
На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..…….3
Раздел 1.Социально-трудовые отношения. Их сущность, понятие и структура……………………………..……………………………………………4
1.1. Понятие социально-трудовых отношений……………………...………...4
1.2. Сущность и структура социально-трудовых отношений………………..6
Раздел 2. Зарубежный опыт регулирования социально - трудовых
отношений……………………………………………………………………...….8
2.1. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в странах
Европы и Евросоюза…………………………………………..…………...……11
2.2. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в Японии……...17
2.3. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в США……......20
2.4. Зарубежный опыт правового регулирования трудовых отношений…….24
2.4.1. Правовое регулирование трудовых договоров……….…………………24
2.4.2. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников……………………………………………………………………….29
2.4.3Правовое регулирование прохождения испытательного срока…………31
2.4.4. Регулирование дисциплины труда……………………………….………32
2.4.5. Правовое регулирование порядка выдачи заработной платы……….…33
2.4.6. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха……..…34
Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений в Украине…..…..37
3.1. Модели социально – трудовых отношений в международной практике и их значение для Украины………………………………………………….……37
3.2. Регулирование социально – трудовых отношений в Украине…………………………………………..…………………………….…41
3.3. Проблемы и перспективы модернизации социально-трудовых отношений в Украине……………………………………………………...………………….44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список используемой литературы……………………………………………...52

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1. Социально трудовые отношения. Их структура, понятия и сущность. (восстановлен).docx

— 96.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..…….3

Раздел 1.Социально-трудовые отношения. Их сущность, понятие и структура……………………………..……………………………………………4

    1. Понятие социально-трудовых отношений……………………...………...4
    2. Сущность и структура социально-трудовых отношений………………..6

Раздел 2. Зарубежный опыт регулирования  социально - трудовых

отношений……………………………………………………………………...….8

2.1. Опыт регулирования  социально - трудовых отношений в странах

Европы и Евросоюза…………………………………………..…………...……11

2.2. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в Японии……...17

2.3. Опыт регулирования  социально - трудовых отношений в США……......20

2.4. Зарубежный опыт правового  регулирования трудовых отношений…….24

2.4.1. Правовое регулирование  трудовых договоров……….…………………24

2.4.2. Особенности правового  регулирования труда отдельных  категорий работников……………………………………………………………………….29

2.4.3Правовое регулирование  прохождения испытательного срока…………31

2.4.4. Регулирование дисциплины  труда……………………………….………32

2.4.5. Правовое регулирование  порядка выдачи заработной платы……….…33

2.4.6. Правовое регулирование  рабочего времени и времени  отдыха……..…34

Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений в Украине…..…..37

3.1. Модели социально – трудовых отношений в международной практике и их значение для Украины………………………………………………….……37

3.2. Регулирование социально – трудовых отношений в Украине…………………………………………..…………………………….…41

3.3. Проблемы и перспективы  модернизации социально-трудовых  отношений в Украине……………………………………………………...………………….44

Заключение……………………………………………………………………….50

Список используемой литературы……………………………………………...52

 

Вступление

 

Многие зарубежные страны формируют новые подходы к  регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в  постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.

На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются  и в дифференциации, и в объединении  отдельных функций. В связи и  с изменением содержания труда, интенсифицируется  и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.

Поэтому для Украины важной задачей становится изучение опыта  развитых стран в данной области  и, в частности, европейских государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся  в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые  подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Социально-трудовые отношения. Их сущность, понятие и  структура.

 

    1. Понятие социально-трудовых отношений

 

Термин «социально-трудовые отношения» вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно. Ранее, в период существования  СССР, в специальной литературе данный термин не употреблялся. Однако это  не означает, что социально-трудовые отношения отсутствовали, и что  они не изучались. Они занимали определенное место в практической деятельности предприятий, но при этом использовались другие термины.

Социально-трудовые отношения  характеризуют экономические, психологические  и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп  в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Анализ социально-трудовых отношений проводят по трем направлениям: субъекты, предметы, типы.

Субъектами являются индивидуумы  или социальные группы. Для современной  экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник- это человек, заключивший договор с представителем предприятия, общественной организации  или государства.

Работодатель - человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь является наемным работником по отношению к государству.

Профсоюз создается для  защиты экономических интересов  наемных работников или лиц свободных  профессий в определенной сфере  деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются: обеспечение занятости, условий и оплаты труда.

Государство как субъект  социально-трудовых отношений в  условиях рыночной экономики выступает  в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают  на различных уровнях: работник- работник, работник- работодатель, профсоюз- работодатель, работодатель- государство, работник- государство и т. д.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к  достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:

- от рождения до окончания  обучения;

- период трудовой или  семейной деятельности;

- период после трудовой  деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно  с проблемами профессионального  обучения. На второй - основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей  – проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены  двумя блоками проблем: занятость, организация и оплата труда.

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей  средствами существования, а также  реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей  силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности. [3, с. 123]

 

 

 

    1. Сущность и структура социально-трудовых отношений

 

Социально-трудовые отношения  – это объективно существующее взаимозависимость  и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения  характеризуют экономические правовые и психологические аспекты взаимосвязей людей и их социальных групп в  трудовых процессах. Поэтому социально-трудовые отношения всегда субъективированы, и отражают степень сочетания  интересов субъектов этих отношений.

Система социально-трудовых отношений имеет сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики  включает следующие элементы: субъекты социально-трудовых отношений, уровни и предметы социально-трудовых отношений, принципы и типы социально-трудовых отношений[1, c. 23].

Предметом социально-трудовых отношений выступают различные  стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем – увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое  развитие, профессиональная подготовка и др. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика. Все их многообразие обычно сводится к трем группам социально-трудовые отношения:

  • занятости;
  • связанные с организацией и эффективностью труда;
  • возникающие в связи с вознаграждением за труд.

Основными принципами организации  и регулирования социально-трудовых отношений являются:

  • законодательное обеспечение прав субъектов;
  • принцип солидарности;
  • принцип партнерства;
  • принцип «господство-подчинение».

Выделяются следующие  типы социально-трудовых отношений, характеризующие  социально-психологические, этические  и правовые формы взаимоотношений  субъектов в процессе трудовой деятельности.

1. Патернализм, характеризуется  жесткой регламентацией способов  поведения субъектов социально-трудовых  отношений, условий и порядка  их взаимодействия со стороны  государства или руководства  организацией.

2. Социальное партнерство,  характеризуется защитой интересов  субъектов социально-трудовых отношений  и их самореализация в политике  согласования взаимных приоритетов  по социально-трудовым вопросам  для обеспечения конструктивного  взаимодействия.

3. Конкуренция, представляет  собой соперничество субъектов  социально-трудовых отношений за  возможность и лучшие условия  реализации собственных интересов  в социально-трудовой сфере (одной  из форм реализации конкуренции  является соревнование).

4. Солидарность, определяется  взаимной ответственностью людей,  основанной на единодушии и  общности их интересов, за перемены  в системе социально-трудовых  отношений и достижение согласия  в принятии общественно важных  решений в социально-трудовой  сфере. 

5. Субсидиарность, выражает  стремление человека к личной  ответственности за достижение  своих осознанных целей и свои  действия при решении социально-трудовых  проблем. 

6. Дискриминация представляет  собой произвольное, незаконное, ничем  не обоснованное ограничение  прав субъектов социально-трудовых  отношений, в результате, которого  нарушаются принципы равенства  возможностей на рынках труда. 

7. Конфликт – это крайняя  степень выражения противоречий  интересов и целей субъектов  в социально-трудовых отношениях, проявляющихся в форме трудовых  споров, забастовок.

Рассмотренные типы социально-трудовых отношений в чистом виде не существуют, а выступают в форме моделей, имеющих качественное разнообразие типов социально-трудовых отношений. Это связано с влияние множества факторов: социальной политикой в государстве, глобализацией экономики, развитием общественного труда и производства[9, c. 325].

 

Раздел 2. Зарубежный опыт регулирования социально-трудовых отношений

 

Важное значение для развития в Украине цивилизованных социально - трудовых отношений, соответствующих  потребностям гражданского общества и  социально ориентированной рыночной экономики, имеет опыт регулирования этих отношений в высокоразвитых европейских странах. Высокий уровень социально - экономического развития в этих странах достигнут во многом благодаря конструктивному сотрудничеству между социальными партнерами.

После Второй мировой войны  под влиянием изменений в экономике  и обществе в развитых странах  социально - трудовые отношения все  больше развивались в направлении  социального партнерства (социального диалога). В большинстве этих стран идея социального партнерства была закреплена в конституциях и законах.

Согласно социально - экономическим и национальным особенностям стран сложились разные модели социального партнерства. Они различаются по механизму правового регулирования договорного процесса, особенностям отношений между социальными партнерами, по уровню демократизации производственной жизни, за политическими ориентациями социально - трудовых отношений (социал - демократическая, консервативная, социалистическая) и по другим признакам. По механизму правового регулирования договорного процесса в мире сложилось три основные модели социального партнерства.

Первая модель характеризуется  высоким уровнем централизации договорного процесса. Она наиболее характерна для стран Северной Европы: Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии, Финляндии, Швеции. В этих странах воплощен принцип трипартизма МОТ, согласно которому все решения по социально - трудовых отношений принимаются при активной роли властных структур и при участии всех социальных партнеров. Деятельность сторон социально - трудовых отношений подробно регламентирована законодательством, четко определены полномочия и разработаны процедуры разрешения трудовых споров (конфликтов). Организационный уровень социально - трудовых отношений в этих странах следует оценить как очень высокий. Сделки, заключаемые между социальными партнерами, становятся основой для всех отраслей и предприятий. Доля работников, объединенных в профсоюзы, в скандинавских странах достигает 90%. Благодаря взаимодействию и социальному диалогу на общенациональном уровне почти всегда достигается компромисс и согласие, стало основой построения государств всеобщего благосостояния.

Информация о работе Школы менеджмента