Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
1. Объект, предмет социологии. Объект и предмет социологической науки.
Термин социология означает буквально «наука об обществе». Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт.
Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук.
В качестве объекта социологии выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей — индивидов и их групп.
Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
Предметом социологии является прежде всего изучение людей, каждый из которых представляет совершенно уникальное социальное существо и вследствие этого становится неповторимой, своеобразной личностью, обладающей только ей присущими социальными качествами — сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. Каждая личность в своих стремлениях, предпочтениях вольна выбирать то, что ей больше всего подходит или нравится, т.е. является свободной в своем выборе. Но этот выбор чаще всего не произволен, а обусловлен рядом обстоятельств— местом и временем рождения, состоятельностью родителей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью конкуренции в той сфере деятельности, которой посвящает себя тот или иной индивид, будь это бизнес, наука или политика. Следовательно, такой выбор во многом зависит от существующих в обществе социальных структур, от степени их открытости или закрытости и от многих других обстоятельств.
А это означает, что предметом исследования, которым занимаемся социология, выступают не только и не столько индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимодействий социальные структуры: семья, учебное заведение, компании , предприятие, фирма, спортивный клуб и т.п.
2. Социологическое исследование и его виды.
Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы. Перед социологами в их работе возникает множество разнообразных проблем. Исследователи могли бы попытаться ответить на такие проблемы.
В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяют три основных вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование
– предварительное
1. Категории и законы социологии. Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.
2. Программа социологического исследования. Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования. Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов:
методологическая часть:
методическая (процедурная) часть:
Следует помнить, что разработка данного документа является необходимостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала. Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.
1. Функции социологии. Познавательная. Теоретический и эмпирический анализ соц. факта в качестве исходного момента практики соц. преобразования. Познание процесса преобразовательной действительности. Разработка теории и методов соц. исследования методики.
Управленческая Принятие управленческого решения. Соц. планирование и разработка соц. показателей. Определение осн. направлений повышения эффективности деят-сти.
Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Прогностическая. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. группы, об-ва.
Соц. проектирования и конструирования. Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования. Определение путей проектирования соц. процесса.
Организационно-
2. Анкетный опрос и его виды. Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.
В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть - выборочная совокупность. Выборочное анкетирование - наиболее распространенный метод получения первичной социологической информации.
1. Общественные
и теоретические предпосылки
возникновения социологии как науки. Общественная жизнь людей издавна привлекала
к себе внимание мыслителей. Разработкой
и изучением ее с различных точек зрения
занимались и мыслители Востока, и философы
древней Греции, и юристы Римской империи,
и средневековые богословы и философы,
и арабские ученые, и историки древнего
и нового времени, и моралисты, короче,
множество мыслителей, разрабатывавших
в своих работах те или иные вопросы общественной
жизни. Из множества этих имен следует
отметить имена Платона, Аристотеля, Тита
Лукреция Кара, блаженного Августина
и Фомы Аквинского, имена Макиавелли и
Т. Гоббса, Монтескье и Тюрго, Руссо
и Кондорсе, Адама Смита и Сен-Симона. Трудами
их и ряда других писателей была подготовлена
почва для появления социологии в качестве
самостоятельной науки.
Древнегреческий философ Аристотель дал первую систематизацию общностей людей. Он изучил социальные общности и управление ими. К социальным общностям Аристотель отнес «филию» как базовую общность, выражение сути социальности посредством расположенности, склонности к коллективности, «койнонию» – социальные группы, сплоченные по определенному признаку и «политейю» – государство, синтез всех социальных групп. Задачей изучения взаимодействия социальных групп Аристотель считал выявление «номоса» – того, что регулирует, предопределяет и контролирует их взаимодействие. Это обычаи, уклад, нормы нравственности, социальные правила и право.
В ХVII веке английский философ Томас Гоббс пишет трактат под названием «Левиафан. Или материя, форма и власть государства». Там он задает вопрос «как люди могут жить вместе». Это можно назвать предпосылкой зарождением уже самой социологии – с Гоббса можно уже говорить о предсоциологии.
Гоббс ввел для объяснения социальных процессов понятие механической силы, которая в разных сочетаниях производит различные социальные процессы и явления. Такими силами являются живущие и действующие индивиды, взаимодействие которых порождает коллективные силы. Главной силой в числе других является государство.
Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей: Монтескье, Вольтер, Тюрго, Руссо, Гельвеций, Кондорсе и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения политической системы феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии.
Главным условием возникновения социологии в ХIХ веке стала непосредственно потребность в науке об обществе. Этому способствовал ряд факторов.
Прежде всего в конце ХVIII – начале ХIХ века происходит серия социальных катастроф (революция во Франции 1789 г.; падение европейских монархий; крупные восстания и войны). Становится необходимым искать глубинные причины этих явлений, чтобы избежать подобных катастроф в будущем. Потребность познания социально-политических и экономических условий жизни возникла и в связи с крушением рационалистических теорий ХVIII в., последовавших в период глубоких социальных изменений после французской революции.
С развитием капиталистических отношений меняются и типы городов. Появляются огромные города – мегаполисы, и происходит их быстрый и хаотичный рост, что способствует появлению новых социальных общностей. В обществе развивается свободомыслие, и люди уже не подчиняются автоматически, как раньше, старым нормам общественного устройства. Зарождаются новые формы общественного устройства – демократии, республики и т.д. В конце ХVIII – начале ХIХ века с ростом экономического благосостояния европейских стран происходит и демографический взрыв, что делает в свою очередь необходимым поиск методов регулирования народонаселения.
В результате этих глубоких социальных изменений конца ХVIII – начала ХIХ веков встает вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.
Понятие «социология» впервые употребил Сен-Симон, и затем оно было воспринято О. Контом. О. Конт (1798–1857) и вводит понятие «социология» в общенаучный оборот и становится основателем социологии как науки.