Семь новых инструментов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение семи инструментов в области управления качеством продукции на предприятии. Задачи исследования: 1) Изучение этапов формирования методов контроля качества; 2) Изучение сущности семи инструментов качества. Объект исследования – методы исследования затрат на качество продукции.

Содержание

Введение 3
1 Семь новых инструментов управления качества. 4
1.1. Диаграмма сродства. 8
1.2. Диаграмма связей (граф взаимозависимости). 10
1.3. Древовидная диаграмма. 12
1.4 Матричная диаграмма. 14
1.5 Матрица приоритетов (анализ матричных данных) 18
1.6 Стрелочная диаграмма. 19
1.7 Диаграмма процесса осуществления программы (PDPS) 22
2 Пример применения инструментов управления качеством для анализа проблемы: 24
2.1 Обеспечение конкурентного преимущества 24
3. Анализ точности и стабильности технологического процесса «С применением метода гистограмм» 36
Заключение 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Вложенные файлы: 1 файл

kursovoy_2.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

ГОУ ВПО Уральский государственный

экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Статистические методы управления качеством»

 

 

На тему: Семь новых инструментов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ:      

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ

2012

 

Оглавление

 

 

Введение

 

В современном мире чрезвычайно  важное значение приобретает проблема качества продукции. От ее успешного  решения в значительной степени  зависит благополучие любой фирмы, любого поставщика. Продукция более  высокого качества существенно повышает шансы поставщика в конкурентной борьбе за рынки сбыта и, самое важное, лучше удовлетворяет потребности потребителей. Качество продукции - это важнейший показатель конкурентоспособности предприятия.

 Качество продукции закладывается в процессе научных исследований, конструкторских и технологических разработок, обеспечивается хорошей организацией производства и, наконец, оно поддерживается в процессе эксплуатации или потребления. На всех этих этапах важно осуществлять своевременный контроль и получать достоверную оценку качества продукции.

Для уменьшения затрат и достижения уровня качества, удовлетворяющего потребителя  нужны методы, направленные не на устранение дефектов (несоответствий) готовой  продукции, а на предупреждение причин их появления в процессе производства.

Годами упорного труда специалисты  выделяли из мирового опыта по крупицам такие приемы и подходы, которые  можно понять и эффективно использовать без специальной подготовки, причем делалось это так, чтобы обеспечить реальные достижения при решении подавляющего большинства проблем, возникающих в реальном производстве.

В итоге была выработана система  практических методов, рассчитанных на массовое применение. Это так называемые семь простых методов (инструментов), которые и будут рассмотрены в данном курсовом проекте.

Цель работы – изучение семи инструментов в области управления качеством  продукции на предприятии. Задачи исследования: 1) Изучение этапов формирования методов  контроля качества; 2) Изучение сущности семи инструментов качества. Объект исследования – методы исследования затрат на качество продукции.  

1 Семь новых инструментов управления качества.

 

За долгие годы специалистами были даны многочисленные определения качества, к самым коротким из которых можно отнести следующие:

  • «соответствие требованиям» (Филипп Кросби);
  • «соответствие товара заплаченным за него деньгам»;
  • «приемлемость для Вас»;
  • «удовлетворение требованиям потребителя»;
  • «пригодность для использования» (Джуран);
  • «то, за что платят»;
  • «когда к Вам возвращается заказчик, а не продукт».

 

Это последнее определение весьма важно, поскольку ориентировано на потребителя и предполагает создание продукта или услуги в соответствии с его ожиданиями. Потребитель должен получить чувство удовлетворения от правильной вещи, сделанной правильно (рис. 1), и вновь вернуться для того, чтобы сделать новые покупки или заказы.

Качество исполнения

Эффективность в получении ценности

 

Рис.1 Матрица целей

 

Хорошее правило, которому стоит следовать, гласит: «По цене можно торговаться, а по качеству - нет». Поэтому качество должно быть целью производителя с самого начала создания продукта, так как его нельзя встроить в продукт позднее. Качество следует планировать с самого раннего этапа жизненного цикла продукта (рис.2). Вопросы качества целесообразно прорабатывать путем создания эффективной, экономически обоснованной системы предупредительных мероприятий, стабильно улучшающих качество продукта и услуг.

Другим правилом, которое необходимо напомнить является правило десятикратных  затрат. Доказано, что устранение дефекта продукта на стадии конструкторской разработки в среднем обходится производителю в десять раз дешевле, чем, если он был бы выявлен в производстве; стоимость устранения того же дефекта продукта у потребителя возрастает еще в десять раз (рис. 3).

Рисунок 2. Жизненный цикл продукта

Рис.3 Правило 10-кратных затрат

Большинство из рассмотренных выше семи инструментов контроля качества используются для анализа численных  данных, что соответствует требованию TQM: опираться в принятии решений только на факты. Однако факты не всегда бывают численными по своей природе, и для принятия решения в этом случае необходимо знание поведенческой науки, операционного анализа, теории оптимизации и статистики. Поэтому Союз Японских Ученых и Инженеров на базе этих наук разработал очень мощный и полезный набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством при анализе различного рода факторов.

Эти инструменты получили название семи инструментов управления качеством  или семи

новых инструментов контроля качества.

Хотя их объединяют все вместе, называя новыми, эти методы используются в разной мере

различными компаниями. Наиболее часто  они находят применение при решении  проблем, возникающих на этапе проектирования, в отличие от других инструментов, находящих наиболее частое применение на этапе производства. Эти новые инструменты особенно подходят для совершенствования качества путем улучшения процесса проектирования продукта или услуги и включают следующие:

  • диаграмма сродства (affinity diagram);
  • диаграмма связей (interrelationship diagram);
  • древовидная диаграмма (tree diagram);
  • матричная диаграмма (matrix diagram);
  • стрелочная диаграмма (arrow diagram);
  • диаграмма процесса осуществления программы (Process Decision Program Chart – PDPC)
  • матрица приоритетов (matrix data analysis).

Взаимосвязь между различными «новыми» инструментами может быть проиллюстрирована графически(Рис 4)

Рис.4 Семь новых инструментов управления качеством.

 

Сбор исходных данных для инструментов управления обычно осуществляют во время  мозговых атак.

Мозговая атака используется, чтобы  помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в  возможно короткое время, и может  осуществляться двумя путями:

Упорядоченно - каждый член группы подаёт идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь  до следующего раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей, однако здесь  присутствует некоторый элемент  давления, что может помешать.

Неупорядоченно - члены группы просто подают идеи по мере того, как они  приходят на ум. Так создаётся более  рискованная атмосфера, правда, есть опасность, что самые говорливые возьмут вверх вверх.

В обоих методах общие правила  поведения одинаковы. Желательно придерживаться следующей линии поведения:

  • никогда не критиковать идей. Записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи;
  • каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки;
  • заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не редактируя их;
  • делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 15-45 минут.

1.1. Диаграмма сродства.

 

Диаграмма сродства – инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса путём объединения устных данных.

Диаграмму сродства иногда называют КJ – методом (по имени её основоположника, японского ученого Джиро Кавакита).

Диаграммы сродства строятся в тех  случаях, когда имеется большое число идей, точек зрения и информации, которые необходимо сгруппировать для выяснения их взаимоотношений. Данная методика часто используется вслед за мозговой атакой для того, чтобы творческим образом соотнести те идеи, которые были высказаны. Процедура создания диаграммы может быть следующей:

Определить предмет или тему, которая станет основой для сбора  данных.

Собрать данные, которые группа выскажет во время «мозговой атаки»  вокруг злободневной темы. Важным является то, что эти данные должны быть собраны беспорядочно. Каждое сообщение может регистрироваться на карточке каждым участником.

Затем задача состоит в том, чтобы  сгруппировать родственные данные вместе по направлениям различных уровней.

Эта компиляция может быть сделана  следующим образом: находятся карточки, которые кажутся родственными в некоторой степени; их складывают вместе. Затем ещё раз. Работа заканчивается, когда все данные приведены в порядок, т.е. собраны в предварительные группы сродственных данных.

Надо найти направленность каждой из групп данных. Эта направленность должна в некотором смысле резюмировать сродство каждой группы данных. Это можно сделать иначе, выбирая одну карточку и устанавливая её во главе или формируя новую направленность.

Эту процедуру можно повторить  с резюмированием ведущих направлений, таким образом создавая иерархию. Анализ заканчивают, когда сгруппируют данные в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

Рис.5 Диаграмма сродства: ошибка при  написании текста

 

1.2. Диаграмма связей (граф взаимозависимости).

Диаграмма связей (граф взаимозависимости) - инструмент, позволяющий выявить  логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными. В основе диаграммы лежит  примерно тот же подход, что и  при построении диаграммы сродства. Берётся центральная идея, вопрос или проблема и определяются звенья, которые связывают отдельные факторы, имеющие отношение к вопросу или проблеме.

Таким образом, диаграмму связей можно  построить на тех идеях, которые  появляются при

построении диаграммы сродства, стараясь найти те звенья, которые ведут к критическому результату. Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства, которая сама по себе была творческая. Рассмотрим примеры ситуаций, когда диаграмма может быть полезной:

Когда тема (предмет) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены при  помощи обычного обсуждения.

Когда временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей.

Когда подозревается, что проблема, затронутая в вопросе, является исключительно симптомом более фундаментальной незатронутой проблемы.

Принципы построения диаграммы  связей показаны на рис 6.

Рис.6 Принципы построения диаграммы  связей

 

Так же как и для диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих группах. Важным является то, что исследуемый предмет (результат) должен быть сначала определен.

На рис.7 приведена диаграмма  связей в соответствии с поставленным вопросом: «Почему появляются ошибки при наборе текста?»

 

Рис.7 Диаграмма связей: ошибка при  наборе текста

 

 

1.3. Древовидная диаграмма.

 

Древовидная диаграмма, или систематическая  диаграмма, - инструмент, обеспечивающий путь разрешения существенной проблемы, центральной идеи, или удовлетворения нужд потребителей, представленных на различных уровнях. Древовидная диаграмма может быть рассмотрена как продолжение диаграммы связей. Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы иллюстрируется на рис. 8.

Древовидная диаграмма, созданная  группой, является наиболее продуктивной. Процедура ее создания похожа на описанную  для диаграммы сродства, однако здесь очень важно то, что предмет (проблема и т.п.), который должен исследоваться, точно определен и распознан.

Рис.8 Принцип построения древовидной  диаграммы

 

Древовидная диаграмма может использоваться, например, в следующих случаях:

  • Когда неясно сформированные пожелания потребителя в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне.
  • Когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы.
  • Когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, т.е. на этапе проектирования.

 

На рисунке 9 приведен пример построения древовидной диаграммы.

Главная идея, с которой создаются  курсы английского языка –  это максимально глубокое его  знание. Однако каждый обучающийся  под глубоким знанием понимает свое. Кому–то нужна разговорная практика, кому-то знание грамматических основ, кто-то нуждается в хорошо поставленном произношении.

Поэтому при разработке курсов была построена древовидная диаграмма, которая позволила вынести на практический уровень все беспорядочно сформулированные требования потребителей и на её основе разработать наиболее рациональную программу обучения студентов.

Информация о работе Семь новых инструментов управления