Статистическое изучение инновационных процессов в промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования . На современном этапе становления рыночной экономики в России в условиях широкомасштабной конверсии военно-промышленного комплекса и структурной перестройки экономики страны в целом важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование системы инновационного менеджмента на различных уровнях менеджмента и в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности. В условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти, а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методология статистики, науки, инноваций и информационных технологий 6
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса 6
1.2 Организация статистического наблюдения за инновационной деятельностью 10
Глава 2. Система показателей статистики инноваций и информационных технологий 14
2.1 Показатели инновационных затрат по основным видам инноваций 14
2.2. Показатели инновационных затрат по типам инноваций 15
2.3 Показатели результатов инновационной деятельности предприятия 16
2.4 Показатели технологического обмена 18
Глава 3. Анализ инновационной деятельности промышленного предприятия 24
3.1 Краткая характеристика предприятия (ОАО «ЗДК» 24
3.2 Анализ структуры и динамики затрат и результатов инновационной деятельности предприятия ( ОАО «ЗДК») 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.Статистика.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 
 

 

Введение

 
Актуальность исследования . На современном этапе становления рыночной экономики в России в условиях широкомасштабной конверсии военно-промышленного комплекса и структурной перестройки экономики страны в целом важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование системы инновационного менеджмента на различных уровнях менеджмента и в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

В условиях нерыночных отношений  в экономике России инновационными процессами централизованно управляли  административно-командными методами государственные органы власти, а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

В настоящее время  возникла необходимость создания научно-практических основ системы менеджмента инновационной  деятельности организаций.

Несмотря на сложное  экономическое положение многих коммерческих организаций, в современных  условиях проявляется тенденция  к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых  и технологических инноваций. Это  требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессам

Статистика промышленности изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, происходящих в промышленности, неразрывной связи с их качественной стороной. Она исследует количественное выражение закономерностей промышленного производства в конкретных условиях места и времени. Эти закономерности могут быть связаны с развитием явлений, изменением структуры явлений, зависимостью одних явлений от изменения других и проявляются они только в совокупностях, свободных от влияния случайных факторов. Таким образом, изучая массовые явления и процессы, статистика промышленности выступает в качестве обобщающего учета в отличие от бухгалтерского и оперативного, предметом изучения которых служит каждый единичный факт производственной и хозяйственной деятельности отдельного предприятия. Но это не означает, что статистика не связана с другими видами учета. Напротив, все они составляют единую систему учета и статистики

Статистика промышленности вскрывает и появление новых, прогрессивных явлений и процессов, которые в будущем становятся массовыми, например переход промышленных предприятий на новый порядок планирования и экономического стимулирования, образование новых производственных объединений и т.д.[5]

Статистика промышленности представляет различным министерствам  и хозяйственным органам экономико-статистическую информацию о ходе выполнения государственных планов развития промышленности. Направления, темпы развития промышленности, намечаемые в планах, находят конкретное выражение в определенной системе показателей. Статистика промышленности должна прежде всего организовывать статистический учет за ходом выполнения плановых заданий начиная от предприятий, производственных объединений и кончая промышленностью в целом. Обрабатывая полученные данные, статистика исчисляет показатели, характеризующие состояние промышленности за истекший период и тем самым дает исходные данные для построения плана на будущий период. Однако она не только регистрирует достигнутый уровень производства, но и анализирует выполнение планов, сигнализируя о возникновении частичных диспропорций, вскрывая внутрипромышленные резервы и тем самым участвует в выполнении планов. Эта аналитическая задача статистики с каждым годом приобретает все большее значение. [5] Таким образом, задачи статистики промышленности в основном определяются задачами планирования и управления этой отраслью. [5]

С первой задачей статистики промышленности тесно связана и  вторая задача – разработка и анализ научно обоснованной развернутой системы  статистических показателей, необходимой для всестороннего научного исследования экономики российской промышленности.

Кроме того, задачами статистики промышленности являются: выявление  результатов работы промышленности в целом и на отдельных ее участках, оценка степени выполнения плана, определение роли отдельных факторов, обусловивших достигнутые результаты, выявление внутрипромышленных резервов для дальнейшего увеличения выпуска продукции. Также важной задачей статистики является обеспечение достоверности и своевременности представления статистических данных.

Целью данного исследования является изучение роли статистики промышленности как составной части экономической статистики. Из выше поставленной цели вытекают следующие задачи:

Изучить  расмотреть

-  методология статистики, науки, инноваций и информационных технологий;

- Система показателей статистики инноваций и информационных технологий ;

- Анализ инновационной деятельности промышленного предприятия ООО «ЗДК».

 

Глава 1. Методология статистики, науки, инноваций и информационных технологий

1.1 Понятие  инновации и инновационного процесса

Понятие «инновация»  является синонимом нововведения, или  новшества, и может использоваться наряду с ними (это можно заметить, заглянув в английские терминологические  словари).

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. [6]

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. [9]

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития. [7]

В настоящее время  применительно к технологическим  инновациям действуют понятия, установленные  Руководством Осло и нашедшие отражение  в Международных стандартах в  статистике науки, техники и инноваций. [8]

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. [5]

Таким образом, инновация  является следствием инновационной  деятельности .

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения . [4]

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
  3. Использование нового сырья.
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
  5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее  в 30-е годы он уже ввел понятие  инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны  как динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций .

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. [3]

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость . Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно  рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость . Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические  инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. [2]

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Таким образом, понятие "инновационный  процесс", шире понятия "инновация", так как собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

 
1.2 Организация статистического наблюдения за инновационной деятельностью

Количественная характеристика социальноэкономических процессов  в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического  исследования. Использование различных  способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это  повлияет на правильность и достоверность  как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое  наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно  говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим. [7]

Информация о работе Статистическое изучение инновационных процессов в промышленности