Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:31, курсовая работа
Цель работы: изучить уровень и качество жизни населения.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Проанализировать данные, полученные в результате работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Уровень и качество жизни населения 4
Уровень жизни: понятие и система показателей 4
Показатели доходов населения 9
Изучение дифференциации доходов и уровня бедности 13
Показатели потребления населением товаров и услуг 21
Качество жизни: понятие, система показателей 25
ГЛАВА 2.Уровень и качество жизни населения в Российской Федерации 29
2.1 Россия в мире и Евроазиатском регионе: уровень жизни 29
2.2 Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1.Уровень и качество жизни населения
ГЛАВА 2.Уровень и качество жизни населения в Российской Федерации 29
2.1
Россия в мире и Евроазиатском
регионе: уровень жизни
2.2
Качество жизни в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема уровня и качества жизни стала в последнее время ведущей темой многих публикаций социологической, психологической, экономической и даже политической направленности.
Уровень жизни населения – одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, фактический уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) потребностей в этих благах и услугах.
Качество
жизни – категория, с помощью
которой характеризуют
На данный момент времени страны мира находятся в условиях экономического кризиса, поэтому изучение уровня и качества жизни населения особенно актуально в этот период.
Проблема уровня и качества жизни населения всегда актуальна. Всякая потеря людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, становясь угрозой национальной безопасности. Основной путь решения этой проблемы – улучшение качества жизни населения.
Используя систему показателей, социальная статистика дает, всестороннюю количественную и качественную характеристику социального развития общества.
Цель работы: изучить уровень и качество жизни населения.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Проанализировать данные, полученные в результате работы.
1 УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 УРОВЕНЬ
ЖИЗНИ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень потребления их и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Такое определение связывает понятие «уровень жизни» с развитием и удовлетворением личных потребностей. Личные потребности подразделяются на две группы: 1) потребности в материальных благах (продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилище); 2) потребности в услугах (бытовых, медицинских, образования, культуры, исскуства, транспорта, связи и т. п. ).
Принято различать четыре характеристики уровня жизни населения:
Важнейшими составляющими уровня жизни являются доходы населения, его социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время [2, 347].
Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, физических и интеллектуальных ее потребностей [3, 73].
Изучение уровня жизни осуществляется по трем направлениям:
Уровень
жизни населения – сложная
и многогранная категория, поэтому
его комплексное исследование возможно
только с помощью системы
Как
правило, перечисленные показатели
являются крупными агрегирующими блоками,
включающими, в свою очередь, группы
показателей. Система характеристик
статистики уровня жизни охватывает
десятки показателей, что делает
ее использование в аналитических
целях весьма сложным. Неудобство такой
системы показателей особенно проявляется
при анализе динамики уровня жизни
и при межрегиональных
Разработка
интегрального (обобщающего) показателя
уровня жизни населения – одна
из важнейших задач статистики. По
мнению экспертов ООН, статистика пока
не имеет такого всеобъемлющего показателя,
однако попытки его разработки продолжаются.
Одним из наиболее удачных считается
предложенный специалистами программы
развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП); он отражает уровень
достижений в рамках трех основных
возможностей развития человека: долго
жить, получить знания и иметь достойный
уровень жизни. Для отображения
этих аспектов выбраны три показателя:
средняя продолжительность
Таблица 1
Предельные значения показателей для расчета ИРЧП
Показатель | Максимальное значение ( Xmax) | Минимальное значение (Xmin) |
А | 1 | 2 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 85 | 25 |
Достигнутый уровень образования, % | 100 | 0 |
ВВП на душу населения (паритет покупательной способности – ППС – долл. США) | 40000 | 100 |
Валовой контингент учащихся, % | 100 | 0 |
Индекс каждого показателя рассчитывается по методике
I
= (Xфакт – Xmin
)/(Xmax – Xmin),
где Xфакт, Xmin , Xmax – соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение соответствующего показателя.
Так, для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни (I1) минимальное значение принимается равным 25, а максимальное – 85 годам:
I1 = (Xфакт – 25)/(85 – 25).
Индекс достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая величина двух субиндексов – индекса (i1) грамотности среди взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше) с весом 2/3 и (для лиц моложе 24 лет) индекса (i2) совокупной доли учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях с весом 1/3:
I2 = i1 2/3 + i2 1/3.
Индекс реального ВВП на душу населения исчисляется по ППС национальной валюты (в долл. США). Принимается Xmin = 100 долл. ППС, а Xmax =40 000 долл. ППС. Таким образом,
ИРЧП = (I1 + I2 + I3 )/3.
Значение
ИРЧП изменяется от нуля до единицы, показывая
пройденный страной путь в направлении
приближении к максимально
Покажем расчет ИРЧП на примере условной страны:
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 77,2 |
Уровень
грамотности взрослого |
99,0 |
Совокупная доля учащихся, % | 88,1 |
Реальный ВВП на душу населения (ППС в долл. США) | 21260 |
Индекс
ожидаемой продолжительности
I1 = (77,2 – 25)/(85 – 25) = 0,870;
индекс
грамотности взрослого