Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Таможенное регулирование.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Тема 1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Внешнеэкономическая деятельность

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.  

Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в том, что ВЭД осуществляется не на межгосударственном уровне, а на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, именуемыми участниками ВЭД. Участники ВЭД (предприятия, организации, учреждения, физические лица) различаются по их регистрации, организационно-правовой форме, количеству, территориальному нахождению, содержанию деятельности, и т.д. Так, например, в зависимости от соотношения к государственной принадлежности и территории нахождения участники ВЭД могут быть квалифицированы в качестве резидентов и нерезидентов. Участники ВЭД имеют полную самостоятельность в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуре экспортируемых или импортируемых товаров и услуг, цены и стоимости контракта, сроков и объемов поставок, формы расчетов и т.п.

Таким образом, внешнеэкономические связи относятся к уровню как бы макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность – к микроуровню (уровню отдельных предприятий и фирм).

В современной российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность, под которой следует понимать предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеторговые операции представляют собой комплекс как основных, так и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи товаров, технологий, услуг.

К основным внешнеторговым операциям относятся экспортно-импортные операции, т.е. операции, направленные на продажу какого-либо товара, технологии и услуг иностранному партнеру с последующим вывозом из страны для передачи их в собственность иностранному покупателю (экспортные операции), либо связанные с закупкой у иностранного партнера и ввозом в страну иностранных товаров, технологий или услуг для последующей их реализации на внутреннем рынке (импортные операции).

К разновидности экспортно-импортных операций основного характера относятся также реэкспортные (обратный вывоз ранее ввезенных из-за границы товара без какой-либо его там переработки). Подробно об этих операциях идет речь в главе 3 в разделе «Виды таможенных режимов».

К обеспечивающим внешнеторговым операциям принято относить всевозможные транспортные, страховые, финансово-расчетные, таможенные операции, а также подачу заявки на торговую марку и оказание посреднических услуг по доставке грузов, по проведению рекламных компаний и др.

Многообразие внешнеторговых операций в мировой торговле зависит от следующих факторов:

    • предмета сделки (товары, услуги, аренда оборудования);
    • его особенностью (например, сделка с сырьевыми товарами или с готовой продукцией);
    • каналов сбыта;
    • характера взаимоотношений между внешнеторговых партнерами;
    • прочих условий.

При этом внешнеторговые сделки могут заключаться как напрямую между экспортером и импортером, так и через специализированные посреднические фирмы.

Неотъемлемым атрибутом ВЭД является международный контракт. Под международным (внешнеторговым) контрактом следует понимать договорное соглашение между двумя и более сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества товаров (работ и услуг) на заранее согласованных условиях. Внешнеторговый контракт, чтобы быть официально признанным в качестве такового, должен содержать ряд обязательных атрибутов и разделов, расположенных в определенной последовательности. Требования к оформлению внешнеэкономических контрактов представлены в письме ЦБ РФ от 15 сентября 1996 года №300 « О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».

При заключении внешнеторгового договора очень важно определить базисные условия поставки и разделить обязанности сторон. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в странах-контрагентах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для устранения подобных проблем Международная торговая палата впервые в 1936 г. опубликовала международные правила толкования торговых терминов, известных как Инкотермс 1936. Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 г. с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой. Современные правила называются ИНКОТЕРМС 2000.

Все термины в ИНКОТЕРМС разделены на четыре категории, начиная со случая, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы "Е" - E term - EX works), согласно терминам второй группы продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы F - FCA, FAS и FOB), согласно терминам третьей группы "С" продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара (термины группы C - CFR, CIF и CIP) и, наконец, термины группы D, согласно которым продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие

 

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения иных мер обеспечивает защиту российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, а также пополнение доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Одним из важнейших законов в Российской Федерации является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

В данном законе раскрываются основные понятия, используемые во внешнеторговой деятельности и принципы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации, к которым относятся:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • единство таможенной территории Российской Федерации;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление вытекающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  • выбор мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеэкономической деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Данный закон определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, методы ее регулирования (таможенно-тарифные и нетарифные), запрещение иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Система государственного регулирования включает в себя:

  • нормативно-правовую базу;
  • наличие соответствующих государственных органов и строго закрепленной за ними компетенции и иерархической подчиненности и подконтрольности;
  • регистрацию участников ВЭД;
  • квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
  • сертификацию импортных товаров;
  • обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
  • таможенно-тарифное регулирование;
  • валютное и денежно-кредитное регулирование ВЭД,

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, согласно ч.1 ст.12 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) осуществляется посредством:

  1. таможенно-тарифного регулирования;
  2. нетарифного регулирования;
  3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности (таможенным делом в современной трактовке) следует понимать сферу деятельности государственных органов, осуществляющих  регулирование общественных отношений, связанных с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля.

Методы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности основаны на использовании влияния ценового фактора на внешнеэкономический оборот. Это влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности тесно связано с понятием «таможенное дело» и включает в себя те его институты, которые непосредственно связаны с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном деле применяются меры таможенного тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации.

Запреты – это возложение прямых юридических обязанностей на субъекты ( в основном это касается участников ВЭД, но в ряде случаев – и должностных лиц таможенных органов) не совершать тех или иных строго оговоренных действий, если они стали причастны к условиям, предусмотренным правовой нормой (например, запрет для участников ВЭД на пользование  транспортными средствами, таможенное оформление которых не завершено, без разрешения таможенных органов).

Ограничения – это правила, определяющие границы дозволенного или условия. Например, количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам или группам стран. Ограничения на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу могут устанавливаться как в российских нормативно-правовых актах, так и в международных договорах и решениях межправительственных организаций.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственные органы, осуществляющие регулирование отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, принято называть таможенными органами. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации