Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:27, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов
Введение
3
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права.
6
Административные режимы, общая характеристика
6
Таможенный режим как вид административно-правового режима
26
Глава 2 Таможенные режимы
33
2.1 Основные таможенные режимы
33
2.2 Таможенные режимы переработки
51
2.3 Специальные таможенные режимы
57
2.4 Иные таможенные режимы
68
Заключение
74
Список литературы
77
Кафедра теории и истории государства и права
Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности
дипломная работа
студента факультета юриспруденции
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент Орлов И.В.
Орел 2001
Введение |
3 |
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права. |
6 |
|
6 |
|
26 |
Глава 2 Таможенные режимы |
33 |
2.1 Основные таможенные режимы |
33 |
2.2 Таможенные режимы переработки |
51 |
2.3 Специальные таможенные режимы |
57 |
2.4 Иные таможенные режимы |
68 |
Заключение |
74 |
Список литературы |
77 |
Актуальность темы
Либерализация
сферы внешнеторговых
Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 22 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 ТК РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.
В этой связи законодательные усилия государства, направленные на углублением юридической регламентацией порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упорядочивает и стимулирует внешнеэкономическую деятельность, снижают количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современном мире.
Историографический обзор
Научной базой данного дипломного исследования являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе описывается природа административно-правовых режимов (Тихомиров Ю.А. 1998г.), дается характеристика административных режимов как института административного права (Розанов И.С., 1996г.), а также исследуются особенности каждого конкретного вида административных режимов, условия их применения, дается определение места и роли таможенных режимов в системе административного права (Бахрах Д.Н1., Кармолицкий А.А.).
На уровне исследования таможенного законодательства, изучались работы (Дюмулен И.И., Лодыженский К.Н., Менделеев Д.И., Сандровский К.К., Максимцев Н.А., Габричидзе Б.Н., Драганова В.Г., Козырина А.Н.), в которых раскрывается юридическая сторона функционирования существующих видов таможенных режимов, исследуются особенности и условия их применения на практике.
На уровне изучения проблемы эффективности таможенных режимов, оптимизации их количества всесторонних исследований не проводились.
Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
Объектом исследования является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, его юридическая регламентация.
Предметом исследования выступают таможенные режимы как регуляторы внешнеэкономической деятельности.
Методологической базой дипломной работы являются общие и специальные научные методы. Использованы диалектические методы познания, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, историко-логические подход к рассмотрению объекта исследования.
Перечень материалов, использованных в ходе изучения проблемы: Законы Российской Федерации и ряда зарубежных стран, указы Президента и постановления Правительством РФ, регулирующие сферу внешнеэкономических отношений, а также инструкции Государственного таможенного комитета РФ. Фактологической базой выступили материалы Орловской таможни.
Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Положения, выносимые на защиту
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права
Рассмотрение различных видов таможенных режимов, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности. В современной юридической литературе даются различные определения данного понятия.
Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы "распорядок" действия права, это -функциональная характеристика права2.
Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей3. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.
Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств4. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, сто правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»5.
Режимы могут быть межотраслевыми, то есть урегулированными несколькими отраслями права (например, режим законности, предпринимательства) и отраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми и др.).
Среди правовых режимов выделяются общие, универсальные и производные, вторичные режимы.
К первым, лежащим в самой основе правовой действительности, в глубине правовой материи относятся режимы отраслей права. Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования – отраслевой юридический инструментарий. Он опосредован отраслевым методом правового воздействия и базируется на принципах, специфичных для данной отрасли.
Профессор Д. Н. Бахрах
понимает административно-
Назначение административно-правовых режимов - регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся:
а) правовые акты и нормы, устанавливающие особый порядок деятельности в тех или иных сферах;
б) уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;
в) детальная, своего рода операциональная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;
г) строгая система контроля и ответственности за деятельностью рамках административно-правового режима;
д) более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права
е) наличие специальных организационных, технических материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).8
Во всех специальных административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанные стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона – это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона – кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система «режимных» обязанностей и прав.
Что касается конкретных параметров административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться. И это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязываний, или более развернутой сетью льгот и дозволений. Они различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций и организаций, по времени и территории действия и другим критериям.
Административно-правовые режимы различают
по территориальному критерию: общегосударственные (например, секретность),
региональные (такой как закрытого административно-
Можно также поделить их на централизованные и децентрализованные в зависимости в зависимости от порядка их введения.
Профессор Ю.А. Тихомиров приводит следующую классификацию административно-правовых режимов. “По критерию цели режимов их можно разделить на три большие группы. Первая группа охватывает административно-правовые режимы для определенных государственно-правовых состояний (чрезвычайного, военного, положения, охраны государственной границы, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.). Вторая группа включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечить функции управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т.д.). Третья группа режимов включает легализующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к видам деятельности”9.