Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 01:59, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение понятия, свойств и формы осуществления государственной власти.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- определяется понятие государственной власти;
- рассматриваются признаки государственной власти;
- раскрываются формы и методы осуществления государственной власти.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие государственной власти……………………………………5
2. Признаки государственной власти………………………………....13
3. Формы и методы осуществления государственной власти……..21
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемых источников……………………………………31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории, теории государства и права и конституционного права
Курсовая работа по дисциплине
«Теория государства и права»
на тему:
«Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления»
Студент
Группа ЮР-13-2
Проверил преподаватель
Липецк 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие государственной власти……………………………………5
2. Признаки государственной
3. Формы и методы осуществления государственной власти……..21
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………31
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что власть - это сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д..
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
Цель настоящей курсовой работы - рассмотрение понятия, свойств и формы осуществления государственной власти.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- определяется понятие государственной власти;
- рассматриваются признаки государственной власти;
- раскрываются формы и методы осуществления государственной власти.
Объектом данного исследования являются теоретические изыскания ученых-правоведов относительно государственной власти.
Предмет данной курсовой работы – свойства государственной власти и формы ее осуществления.
Теоретической базой исследования послужили труды И.А. Исаева, Н.Г. Салищевой, Н.Ю. Хаманевой, И.В. Солонько, Ю.Н. Старилова, В.Е. Чиркина и др.
В данном исследовании были использованы следующие методы: анализ, сравнительно-правовой, метод дедукции и индукции.
1. Понятие государственной власти
Сущность понятия "государственная власть" в настоящее время до конца не познана и поэтому является предметом изучения таких наук, как социология, философия, история, теория государства и права.
Как очевидно, указанное понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов - "государство" и "власть", каждый из которых необходимо рассмотреть.
Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре1.
Понятие "власть" трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть - это право и возможность распоряжаться кем- или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его2. В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство3. Налицо дуализм понятий.
Как известно, большинство понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие "власть".
Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего4.
В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие "власть" связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения5. Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum ("реальное сущее" - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении - от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).
Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними.
Реляционный подход в определении понятия "власть" включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.
Проанализировав все названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти:
- властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;
- имеет программно-целевой
характер вследствие наделения
одного из субъектов
- является разновидностью
и механизмом регулирования
- непосредственно
зависит от уровня социально-
- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.
Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.
Для определения понятия "власть" в узком смысле (через понятие "государство") также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др6.). Некоторыми учеными государство определяется как "основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры"7, как "политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией"8 или как "социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью"9.
Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия "государственная власть" и "политическая власть" органично связаны, а термины "государственная власть" и "политическая власть" синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).
Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий "власть" и "государственная власть".
В нашей стране понятие "государственная власть" конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект - государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть10.
В современной отечественной научной литературе имеется как минимум четыре подхода к определению понятия "государственная власть":
как системы государственных органов11;
как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган или должностное лицо12);
как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции13);
как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого14. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива15).
Использование термина "государственная власть" в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте ст. 10 Конституции Российской Федерации очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти.
Общая логика построения конституционных норм позволяет говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране ("власть" = "полномочие"), а ст. 18 подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина.
Информация о работе Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления