Закон и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Цель работы. В работе проведем исследование одного из видов нормативно-правового акта как закон, его понятие и проведем аналогию понятия закон с понятием право.
Из поставленной цели был выявлен круг следующих задач:
-Раскрыть сущность понятия закон, его характерные черты и признаки.
-Рассмотреть деление закона на определенные виды.
-Также рассмотреть проблему соотношения закона и права.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки закона и деление его на виды
1.1 Понятие и признаки закона как нормативно-правового акта
1.2 Основные виды закона
2. Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Закон и право.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по дисциплине:

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Тема: Закон  и право

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, признаки закона и  деление его на виды

1.1 Понятие и признаки закона  как нормативно-правового акта

1.2 Основные виды закона

2. Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»

Заключение

Глоссарий

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

 

введение

Норма права устанавливается государством в лице его компетентных органов  путем принятия соответствующих  документов - нормативно-правовых актов, одним из видов которых является закон

Понятие нормативно-правовой акт как  источник права охватывает все великое  многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления.

По содержанию, органу и процедуре  принятия выделяется, прежде всего, такой  вид нормативно-правового акта, как закон. Основная задача закона как нормативно-правового акта -- хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать управление общественными процессами.

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательных органов власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. Это обуславливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Однако определить эти общественные отношения как предмет законодательного регулирования - всегда было большой социально-экономической, политической проблемой, сферой реализации социальных и иных интересов, борьбы политических сил.

Цель работы. В работе проведем исследование одного из видов нормативно-правового акта как закон, его понятие и проведем аналогию понятия закон с понятием право.

 

Из поставленной цели был выявлен  круг следующих задач:

 

-Раскрыть сущность понятия закон,  его характерные черты и признаки.

 

-Рассмотреть деление закона  на определенные виды.

 

-Также рассмотреть проблему  соотношения закона и права.

 

1. Понятие, признаки закона и  деление его на виды

 

 

1.1 Понятие и признаки закона  как нормативно-правового акта

 

 

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно - правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

 

Под нормативно - правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

 

Это - акты правотворчества, с помощью  которых и благодаря которым  устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

 

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

 

Характерные черты нормативно-правового  акта определяет то, что он, с одной  стороны, является источником юридических  норм, а с другой стороны - разновидностью правовых актов.

 

Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего на законы и подзаконные правовые акты.

 

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. С. Приголкин. Теория государства и права. Городец, 2003. С 345

 

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной  и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется  как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

 

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону». Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г - М.,1993г

 

В данном контексте понятие «закон»  употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

 

Однако в п. 1 статьи 120 Конституции  РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции  РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г - М.,1993г.. Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

 

Закону посвящались и посвящаются  многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком  смысле, даже пословицы.

 

Вот, например, как определяют закон  юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.

 

Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также -- «закон строг, но он закон».

 

 В научной и учебной юридической  литературе гораздо чаще используется  понятие закона в узком, собственном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следующие. Закон -- это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: закон -- это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юридическом смысле закон -- это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

 

Можно привести еще ряд аналогичных  определений или сформулировать свою собственную, авторскую дефиницию  закона. Однако дело не в этом. Главное  состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

 

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие  законодательства употребляется в  узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

 

Все эти «тонкости» нуждаются в  определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники  общественных отношений понимали друг друга.

 

Нормативно-правовой акт, в котором  находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «посмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д.

 

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды  законов, собрания законодательства и  т. п.

 

В частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами». Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000, с.- 115

 

Разумеется, такие формы выражения  законов были присущи монархической  форме правления, в отсутствие парламентов  и иных представительных органов.

 

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов  федерации в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).

 

Процедура принятия закона предусмотрена  в Конституции России, включая  определение круга субъектов  законодательной инициативы, условия  прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека и гражданина, определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти, фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

 

Закон занимает особое место в системе  нормативно- правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные  акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

 

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме  технико-юридического оформления актов  референдума может быть изменен  или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

 

 Таким образом, главными качествами  закона являются его первичность,  особый порядок принятия, высшая  юридическая сила, в связи с  чем сами законы должны быть  совершенны по содержанию и  форме, должны строго реализоваться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

 

Нормы права, содержащиеся в такой  сложной совокупности актов, не могут  противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.

Информация о работе Закон и право