Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:21, реферат
Цель работы. В работе проведем исследование одного из видов нормативно-правового акта как закон, его понятие и проведем аналогию понятия закон с понятием право.
Из поставленной цели был выявлен круг следующих задач:
-Раскрыть сущность понятия закон, его характерные черты и признаки.
-Рассмотреть деление закона на определенные виды.
-Также рассмотреть проблему соотношения закона и права.
Введение
1. Понятие, признаки закона и деление его на виды
1.1 Понятие и признаки закона как нормативно-правового акта
1.2 Основные виды закона
2. Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Курсовая работа
по дисциплине:
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема: Закон и право
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие, признаки закона и деление его на виды
1.1 Понятие и признаки закона как нормативно-правового акта
1.2 Основные виды закона
2. Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
введение
Норма права устанавливается
Понятие нормативно-правовой акт как
источник права охватывает все великое
многообразие правовых норм, регулирующих
не менее многообразные и
По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон. Основная задача закона как нормативно-правового акта -- хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать управление общественными процессами.
Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательных органов власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы принимаются представительными и законодательными органами как самой Федерации и ее субъектов, так и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. Это обуславливает верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые не могут противоречить закону. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Однако определить эти общественные отношения как предмет законодательного регулирования - всегда было большой социально-экономической, политической проблемой, сферой реализации социальных и иных интересов, борьбы политических сил.
Цель работы. В работе проведем исследование одного из видов нормативно-правового акта как закон, его понятие и проведем аналогию понятия закон с понятием право.
Из поставленной цели был выявлен круг следующих задач:
-Раскрыть сущность понятия
-Рассмотреть деление закона на определенные виды.
-Также рассмотреть проблему соотношения закона и права.
1. Понятие, признаки закона и деление его на виды
1.1 Понятие и признаки закона как нормативно-правового акта
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно - правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно - правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.
Характерные черты нормативно-правового акта определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой стороны - разновидностью правовых актов.
Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего на законы и подзаконные правовые акты.
Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. С. Приголкин. Теория государства и права. Городец, 2003. С 345
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону». Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г - М.,1993г
В данном контексте понятие «закон»
употребляется в широком
Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г - М.,1993г.. Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.
Закону посвящались и
Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также -- «закон строг, но он закон».
В научной и учебной
Можно привести еще ряд аналогичных определений или сформулировать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.
Совокупность законов
Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.
Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «посмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д.
Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.
В частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами». Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000, с.- 115
Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.
Законы принимаются как
Процедура принятия закона предусмотрена
в Конституции России, включая
определение круга субъектов
законодательной инициативы, условия
прохождения законопроектов, порядок
предписания и опубликования. Более подробно
процесс принятия законов должен определяться
регламентами соответствующих законодательных
органов. Закон регулирует только те общественные
отношения, которые характеризуются устойчивостью
типичностью, значимостью, необходимостью
законодательно отразить суверенные желания
народа. В первую очередь это установление
или изменение конституционных норм, закрепление
прав человека и гражданина, определение
форм правления, национально-государственного
или административно-
Закон занимает особое место в системе нормативно- правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.
Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме технико-юридического оформления актов референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.
Таким образом, главными
Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.